О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Из оборонного бюджета улетел миллиард

Замглавкома ВВС по вооружению генерал-лейтенант Д. Морозов подал рапорт об отставке. Поводом для этого стали результаты проведенной Главной военной прокуратурой проверки

Вчера стало известно, что заместитель главкома Военно-воздушных сил по вооружению генерал-лейтенант Дмитрий Морозов подал рапорт об отставке. Поводом для этого стали результаты проведенной летом 2004 года Главной военной прокуратурой проверки, которая выявила "крайне неблагополучное состояние дел с обеспечением рационального использования службой вооружения ВВС выделяемых из госбюджета средств". Размер нанесенного с 2001 года ущерба, по данным прокуратуры, составил более 1 млрд руб.

На прошлой неделе на стол главкома ВВС генерала армии Владимира Михайлова легло представление из Главной военной прокуратуры (ГВП), подписанное заместителем главного военного прокурора Александром Ивановым. В документе говорилось о выявленных в ходе проверки фактах нерационального использования бюджетных средств в воинских учреждениях, непосредственно подчиненных начальнику вооружения ВВС Дмитрию Морозову.

В частности, в поле зрения прокуроров попало 1133-е военное представительство МО, осуществляющее контроль за ценообразованием, качеством изготовляемой продукции и ее приемкой в ФГУП "НПО "Астрофизика"" (Москва). Здесь на протяжении нескольких лет работы по государственному оборонному заказу (ГОЗ) в качестве соисполнителя выполняло ООО "Научно-производственное предприятие "Карьер"", в руководство которого входили некоторые работники военной приемки. Однако это предприятие не имело ни производственных мощностей, ни необходимых трудовых ресурсов и, по мнению военной прокуратуры, использовалось в качестве посредника между ВВС и "Астрофизикой". В 2001-2002 годах это привело к завышению стоимости работ по ГОЗ на сумму более 1,1 млн руб.

Еще больший ущерб нанесло бюджету 472-е военное представительство МО - свыше 1,6 млн руб. А в 393-й военной приемке, вопреки закону "О статусе военнослужащих", четверо офицеров, включая начальника полковника Сергея Никольского, являются акционерами ОАО "Дубненский машиностроительный завод" (Московская обл.), деятельность которого по выпуску продукции для ВВС они контролируют. При этом в нарушение требований федерального законодательства акции предприятия офицерами в доверительное управление не переданы.

Но больше всего вопросов у прокуратуры накопилось по деятельности Фонда внебюджетного экономического содействия развитию авиаремонтной сети ВВС, образованного в мае 1997 года по инициативе генерала Морозова (он занимал тогда должность начальника управления капитально-восстановительного ремонта авиационной техники ВВС) двумя ГУПами Минобороны - 308-м авиаремонтным заводом ВВС (Иваново) и 99-м заводом авиационного технологического оборудования (Щербинка, Московская обл.). В 2001-2003 годах на счета этого фонда 21 авиаремонтным предприятием ВВС было перечислено в качестве пожертвований и спонсорской помощи свыше 100 млн руб. В отдельных случаях средства перечислялись даже при наличии у заводов задолженностей по зарплате и обязательным платежам в бюджет. А в 2003 году большая часть поступившей суммы в размере 79,2 млн руб. была внесена фондом в качестве взноса в уставный капитал ООО "Коммерческий банк "Охотный ряд"", одним из соучредителей которого являлся сын генерал-лейтенанта Морозова. При этом в совет директоров банка в нарушение ст. 18 и ст. 23 федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" входят начальники авиаремонтных заводов ВВС - 514-го (Ржев-3, Тверская обл.) Ринат Газин (председатель совета директоров), 20-го (Санкт-Петербург, Пушкин-3) Валерий Макаенко и 360-го (Рязань-15) Сергей Сокол.

Как отмечается в представлении ГВП, начальник управления капитально-восстановительного ремонта авиационной техники ВВС полковник Владимир Артемьев (заместитель генерала Морозова) о подобных правонарушениях знал, но мер по их устранению принимать не спешил. По мнению прокуроров, это было вызвано тем, что, вопреки закону "О статусе военнослужащих", полковник Артемьев и сам принимал участие в руководстве банком "Охотный ряд".

Обнаружены упущения и в работе другого заместителя Дмитрия Морозова - генерал-майора Сергея Дементьева (он возглавляет управление заказов авиатехники ВВС). Ему вменяется нарушение законодательства о сохранности федеральной собственности: из отправленных ВВС на предприятия авиапромышленности 57 самолетов и вертолетов для проведения на них работ в рамках НИОКР в настоящее время 33 машины подлежат списанию (ущерб составил несколько сотен миллионов рублей). Общий размер ущерба, понесенного ВВС в результате утраты материальных и финансовых средств, а также непринятия мер по его возмещению, составил с 2001 года по середину 2004 года более 1 млрд руб.

Отношение командования ВВС к выявленным фактам вчера выяснить не удалось. Главком ВВС Михайлов улетел в Астану для участия в заседании министров обороны стран СНГ. Генерал Морозов, как сообщили Ъ в его приемной, находился в госпитале. А все упомянутые в материалах прокуратуры начальники военных приемок и авиаремонтных заводов, как оказалось, убыли в командировки или отпуска. В ГВП Ъ сообщили, что главкому ВВС предложено детально рассмотреть все выявленные факты на заседании военного совета ВВС, а своего заместителя Дмитрия Морозова обязать принять предусмотренные законом решения, обеспечив возмещение причиненного государству ущерба за счет виновных лиц. Однако генерал Морозов предпочел уйти отставку.

По сведениям Ъ, хотя отставка генерала Морозова еще не принята, замену ему уже начали искать. Кандидатами на эту должность являются начальник 929-го Государственного летно-испытательного центра ВВС (Ахтубинск, Астраханская обл.) 52-летний Герой РФ генерал-лейтенант Юрий Трегубенко и начальник 13-го НИИ ремонта и эксплуатации авиатехники МО (Люберцы) 49-летний генерал-майор Александр Крутилин....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка