О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Деньги на ветер

"Минпромэнерго" РФ направило в правительство программу возрождения авиапрома, предусматривающую строительство 135 самолетов нового поколения в ближайшие четыре года

"Минпромэнерго" РФ направило в правительство программу возрождения авиапрома, предусматривающую строительство 135 самолетов нового поколения в ближайшие четыре года. Однако, если льготный ввоз подержанных иномарок продолжится, инвестированные в авиапром миллиарды будут выброшены на ветер.

Как ни дико звучит, но это так. Ведь что все последние годы делало наше государство? Одной рукой давало деньги на финансирование лизинга Ил-96 и Ту-204, а другой предоставляло льготы "Аэрофлоту" и "Трансаэро" на ввоз аэробусов и "боингов". Условием сделки, правда, была параллельная закупка отечественных самолетов. "Аэрофлот", например, получил от государства разрешение на беспошлинный ввоз 27 американских и европейских машин в обмен на обязательство купить шесть новых Ил-96 в Воронеже. Однако сделано это так и не было. В итоге казна недополучила около 400 млн. долларов в виде таможенных пошлин и НДС, а воронежский завод оказался на грани банкротства.

Ситуация может повториться, но на этот раз уже с фатальными для авиастроителей и крайне неприятными для бюджета и частных инвесторов последствиями. Только из казны в будущем году планируется выделить на развитие авиации 200 млн. долларов. Вместе же с внебюджетными источниками программа возрождения самолетостроения России оценивается более чем в 2 млрд. долларов. Однако, как справедливо заметил в беседе с корреспондентом "Родной газеты" руководитель Федерального агентства промышленности РФ Борис Алешин: "Мало сделать самолеты, надо их еще продать. Авиационная концепция РФ не предполагает финансирования производства самих самолетов или их сертификации. Прежде всего государство будет финансировать технологии и лизинг". Но и при таком экономичном подходе минимальная сумма государственных вливаний в авиапром для выполнения "стартового заказа", то есть выпуска 140 лайнеров нового поколения, должна составить, согласно правительственным оценкам, до 800 млн. долларов в ближайшие четыре года.

Колоссальная не только по меркам нашего нищего авиапрома сумма рискует быть выброшенной на ветер. Если только попустительская политика государства в отношении иностранной авиатехники не изменится. Пострадает не только федеральная казна. Как сообщил "Родной газете" гендиректор Российской самолетостроительной корпорации (РСК) "МиГ" Валерий Торянин, ему удалось заручиться принципиальным согласием Юрия Лужкова на выделение Банком Москвы кредита в 80 млн. долларов для запуска проекта регионального самолета Ту-334.

Главная "рабочая лошадка" отечественных авиалиний XXI века будет строиться на заводе в Луховицах. Потребность рынка в региональных самолетах оценивается не менее чем в 130 единиц. Но, по словам Валерия Торянина, государственная политика, которая заставляла бы авиакомпании покупать не дешевые подержанные иномарки, а современные отечественные самолеты, сейчас отсутствует. "Давать льготы на ввоз иностранных машин до тех пор, пока отечественное авиастроение не поднялось с колен, - преступление", - заявил руководитель РСК "МиГ". Если даже удастся в кредит понастроить десятки самолетов, это еще далеко не путевка в жизнь для авиаторов. По признанию Валерия Торянина, им сейчас приходится сначала делать самолеты, а потом уже искать покупателей, но не наоборот, как делается во всем мире. То есть ставить телегу впереди лошади. "Такая уж мы страна", - разводит руками руководитель "МиГа". И то правда, авиастроение у нас развивается не благодаря, а вопреки усилиям авиационного руководства страны.

Показательна ситуация с "Аэрофлотом", контрольный пакет акций которого принадлежит государству. Недавно там объявили крупнейший в истории современного воздушного флота России конкурс на закупку 50 ближнемагистральных лайнеров общей стоимостью 600 млн. долларов. Однако от того же Ту-334 гендиректор компании Валерий Окулов отказывается под любыми предлогами, в частности, поскольку самолет, мол, управляется не двумя, как у западных, а тремя членами экипажа. Новейший российско-украинский Ан-148 не устраивает главу "Аэрофлота" по цене. Авиакомпании-де нужен лайнер стоимостью не более 12 млн. долларов за экземпляр, а эта машина обойдется заказчику в 15-16 млн. долларов. И это при том, что наши "региональники" самые дешевые в мире! Мотивы Валерия Окулова ясны: подержанная иномарка такого класса стоит всего 3-4 млн. долларов, то есть минимум в четыре раза дешевле любого нового российского самолета. Что уж говорить о частниках? Тюменская авиакомпания "ЮТэйр" недавно объявила, что будет обновлять свой парк французскими, а не российскими машинами. На подходе другие любители дешевых распродаж.

Если власти под давлением авиаперевозчиков продолжат политику "выборочных отмен" пошлин на ввоз зарубежных "региональников", то ни один из отечественных лайнеров, будь то Ту-334 или российско-украинский Ан-148, не сможет конкурировать с ними в цене. Прежде чем вкладывать миллиарды в авиапром, нужно включить механизм защиты производителя от заморского секонд-хенда. Между тем этот-то механизм в последнее время все чаще как раз и дает сбои....
Авторские права на данный материал принадлежат «Родная газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка