Опубликовано: 20.09.2004, 18:46
 

Snecma поможет "Сухому"


Французская авиастроительная компания Snecma поможет АХК "Сухой" профинансировать разработку двигателя для нового российского регионального самолета (RRJ). В течение четырех лет она инвестирует в этот проект 600 млн евро. Но эксперты отмечают, что это решит не все проблемы "Сухого". Ведь ему еще надо искать средства для строительства самого самолета и поторопиться с его выпуском.

RRJ (Russian Regional Jet) - среднемагистральный лайнер вместимостью до 100 человек, разрабатываемый консорциумом компаний во главе с АХК "Сухой"" и Boeing. В эксплуатацию должен поступить в 2007 г. Сборка самолета будет осуществляться на базе НАПО им. Чкалова, входящего в холдинг "Сухой". Разработку двигательной системы самолета осуществляет французская Snecma совместно с НПО Сатурн".

Как рассказал "Ведомостям" президент Snecma Жан-Поль Беша, его компания намерена инвестировать в разработку системы двигателя для RRJ около 600 млн евро. Эти средства понадобятся в течение ближайших четырех лет, пока не будет выручки от продаж новых самолетов. Поэтому французское правительство, которому принадлежит 62% акций Snecma, решило выдать компании кредит на сумму около 250 млн евро. Это долгосрочное финансирование, возврат средств будет идти параллельно с продажами самолетов и может растянуться на 10-15 лет, сказал Беша. Процентная ставка по кредиту может составить около 6%. "Это чрезвычайно важное решение, которое показывает, что французское правительство верит в этот проект, так же как и сама Snecma", - подчеркнул он. Финансирование начнется с 2005 г. Однако обязательным условием является запуск программы со стороны "Сухого" и получение им первых заказов, отмечает Беша.

Впрочем, пресс-секретарь компании "Гражданские самолеты Сухого" Ольга Каюкова уверена, что с этим проблем не возникнет. Она напоминает, что еще в июле "Сухой" подписал предконтрактный документ с авиакомпанией "Сибирь" на поставку 50 самолетов RRJ общей стоимостью $1 млрд. "Это не протокол, а твердый заказ, который предусматривает залог и накладывает на "Сибирь" определенные финансовые обязательства", - говорит Каюкова. Источник в "Сибири" сообщил "Ведомостям", что работа над контрактом с АХК "Сухой" должна начаться через 3-4 месяца. Ранее один из топ-менеджеров "Сибири" рассказывал "Ведомостям", что авиакомпания ежемесячно перечисляет "Сухому" на подготовительные работы по $50 000, которые потом зачтутся в стоимость лайнеров.

Не исключено, что примеру "Сибири" последует "Аэрофлот". Начальник службы планирования и развития парка воздушных судов "Аэрофлота" Сергей Колтович говорит, что "Аэрофлот" интересуется RRJ. Однако для принятия решения о возможном заключении контракта "Аэрофлоту" понадобится от шести до девяти месяцев. Он говорит, что в течение пяти лет "Аэрофлоту" понадобится закупить от 30 до 50 региональных самолетов.

Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко замечает, что стоимость двигателя составляет примерно 40% от стоимости самолета. А стоимость разработки всего проекта может превысить $1,2 млрд. А гендиректор лизинговой компании "Ильюшин Финанс" Александр Рубцов считает, что сейчас одной из проблем RRJ становится то, что разработка двигателя к нему финансируется полным ходом в отличие от строительства самого самолета. Но двигатель может заинтересовать и многих других потенциальных потребителей - не только "Сухой". Поэтому французы ничем не рискуют, отмечает Рубцов.

Аналитик ОФГ Елена Сахнова считает, что "Сухому" нужно поторопиться с реализацией проекта RRJ. В серийное производство самолет поступит лишь в 2007 г. К этому времени Ту-134 будут выходить из эксплуатации, и авиакомпаниям потребуются новые самолеты. Если "Сухой" затянет со своим проектом, то авиаторы начнут закупать другую авиатехнику.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 20 сентября 2004 года | Дайджест публикаций за 20 сентября 2004 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: ОДК-Сатурн, Сахнова Елена, Рубцов Александр, Каюкова Ольга, Макиенко Константин, Ту-134, Самолетостроение (в процессе тестирования)