О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Террористы приземлили самолеты

Объемы перевозок российских авиакомпаний после терактов в воздухе на самолетах Ту-134 и Ту-154 продолжают падать. По итогам года российские авиакомпании недосчитаются 100 млн. долларов

Объемы перевозок российских авиакомпаний после терактов в воздухе на самолетах Ту-134 и Ту-154 продолжают падать. Если в начале сентября они заявляли о снижении пассажиропотока на 3-5% и рассчитывали исправить ситуацию в ближайшее время, то сейчас понятно, что кризис авиаперевозок будет более затяжным и тяжелым. Пассажиропоток упал уже на 5-7%, убытки перевозчиков составили при этом не менее 10 млн. долларов. Если подобная тенденция сохранится, то по итогам года российские авиакомпании недосчитаются 100 млн. долларов.

Российские авиакомпании продолжают испытывать серьезные проблемы с загрузкой рейсов после терактов 24 августа. Тогда в результате взрывов на Ту-134 и Ту-154 погибли 90 человек.

Как следствие россияне стали бояться летать. В качестве альтернативы самолетам, особенно на короткие расстояния, они выбирают железную дорогу или автомобильный транспорт.

Первым в значительном падении спроса на авиаперевозки признался "Аэрофлот". По словам гендиректора авиакомпании Валерия Окулова, уровень загрузки рейсов после теракта снизился всего за неделю на 3%. Причем наибольшее число отказов от билетов произошло на европейских и американских маршрутах. В "Аэрофлоте" уверены, что злую шутку с ними сыграли зарубежные СМИ: практически на всех телеканалах рассказы о терактах сопровождались показами самолетов с логотипами "Аэрофлота". "За рубежом просто подняли истерию", - сетует Окулов.

Еще хуже дело обстоит у "Сибири", второй по объемам перевозок авиакомпании в России. По словам пресс-секретаря компании Ильи Новохатского, "пассажиропоток стал падать не сразу, но всего в течение пяти дней (с 29 августа по 2 сентября) число пассажиров сократилось на 15%". Особенно это коснулось рейсов на небольшие расстояния (1-1,5 тыс. км), причем не только "Сибири", но и большинства других российских перевозчиков.

Однако авиаторы, несмотря на тревожные симптомы, посчитали, что снижение объемов перевозок носит кратковременный характер. Они поспешили заверить, что кризис не будет затяжным и тяжелым для отрасли, как это произошло, например, после терактов 11 сентября в Нью-Йорке, когда объемы перевозок во всем мире практически тут же упали более чем в два раза.

Между тем в первой половине сентября российские перевозчики не только не сумели возвратить утерянные позиции на международных рейсах, где спад пассажиропотока был особенно заметен, но и столкнулись с ухудшением показателей на внутрироссийских маршрутах. В Минтрансе посчитали, что за этот период падение объема пассажирских перевозок на внутренних линиях составило 5-7%. Коммерческий директор "Аэрофлота" Евгений Бачурин дает еще более жесткую оценку: "В целом по России наблюдается сокращение пассажиропотока на 15-20%".

В Минтрансе, как и в большинстве российских авиакомпаний, пока предпочитают не говорить о возможных финансовых потерях вследствие снижения спроса на авиаперевозки. "Мы нестандартная страна. Весь мир после 11 сентября отмечал резкое сокращение авиаперевозок, а мы фиксировали рост. Весь мир не знает, куда девать самолеты, а мы не знаем, где их взять", - говорит один из чиновников. Заместитель гендиректора "Сибири" Михаил Кошман придерживается оптимистической точки зрения: "Спад будет локальным по времени и захватит не более двух-трех месяцев. На конечных годовых показателях он отразится несущественно".

Между тем аналитики постепенно меняют свое мнение и говорят, что восстановить пассажиропоток российским авиакомпаниям в ближайшие месяцы вряд ли удастся. Такого роста, как в первом полугодии (на 19%; было перевезено 14,5 млн. человек), ждать по итогам текущего года не стоит. "Как правило, именно в сентябре у авиакомпаний самый "сенокос", - говорит руководитель консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак, - поэтому годовое снижение может составить несколько процентов". Если спад продолжится и в последующие месяцы, то, например, тот же "Аэрофлот" ежемесячно будет терять от 50 до 70 тыс. пассажиров, а это около 10 млн. долларов упущенной прибыли. Что же касается российских авиакомпаний в целом, то, по мнению экспертов, по итогам года их убытки от последствий терактов могут превысить 100 млн. долларов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка