Газета
20 сентября 2004, 19:13
Террористы приземлили самолеты
Объемы перевозок российских авиакомпаний после терактов в воздухе на самолетах Ту-134 и Ту-154 продолжают падать. По итогам года российские авиакомпании недосчитаются 100 млн. долларов
Российские авиакомпании продолжают испытывать серьезные проблемы с загрузкой рейсов после терактов 24 августа. Тогда в результате взрывов на Ту-134 и Ту-154 погибли 90 человек.
Как следствие россияне стали бояться летать. В качестве альтернативы самолетам, особенно на короткие расстояния, они выбирают железную дорогу или автомобильный транспорт.
Первым в значительном падении спроса на авиаперевозки признался "Аэрофлот". По словам гендиректора авиакомпании Валерия Окулова, уровень загрузки рейсов после теракта снизился всего за неделю на 3%. Причем наибольшее число отказов от билетов произошло на европейских и американских маршрутах. В "Аэрофлоте" уверены, что злую шутку с ними сыграли зарубежные СМИ: практически на всех телеканалах рассказы о терактах сопровождались показами самолетов с логотипами "Аэрофлота". "За рубежом просто подняли истерию", - сетует Окулов.
Еще хуже дело обстоит у "Сибири", второй по объемам перевозок авиакомпании в России. По словам пресс-секретаря компании Ильи Новохатского, "пассажиропоток стал падать не сразу, но всего в течение пяти дней (с 29 августа по 2 сентября) число пассажиров сократилось на 15%". Особенно это коснулось рейсов на небольшие расстояния (1-1,5 тыс. км), причем не только "Сибири", но и большинства других российских перевозчиков.
Однако авиаторы, несмотря на тревожные симптомы, посчитали, что снижение объемов перевозок носит кратковременный характер. Они поспешили заверить, что кризис не будет затяжным и тяжелым для отрасли, как это произошло, например, после терактов 11 сентября в Нью-Йорке, когда объемы перевозок во всем мире практически тут же упали более чем в два раза.
Между тем в первой половине сентября российские перевозчики не только не сумели возвратить утерянные позиции на международных рейсах, где спад пассажиропотока был особенно заметен, но и столкнулись с ухудшением показателей на внутрироссийских маршрутах. В Минтрансе посчитали, что за этот период падение объема пассажирских перевозок на внутренних линиях составило 5-7%. Коммерческий директор "Аэрофлота" Евгений Бачурин дает еще более жесткую оценку: "В целом по России наблюдается сокращение пассажиропотока на 15-20%".
В Минтрансе, как и в большинстве российских авиакомпаний, пока предпочитают не говорить о возможных финансовых потерях вследствие снижения спроса на авиаперевозки. "Мы нестандартная страна. Весь мир после 11 сентября отмечал резкое сокращение авиаперевозок, а мы фиксировали рост. Весь мир не знает, куда девать самолеты, а мы не знаем, где их взять", - говорит один из чиновников. Заместитель гендиректора "Сибири" Михаил Кошман придерживается оптимистической точки зрения: "Спад будет локальным по времени и захватит не более двух-трех месяцев. На конечных годовых показателях он отразится несущественно".
Между тем аналитики постепенно меняют свое мнение и говорят, что восстановить пассажиропоток российским авиакомпаниям в ближайшие месяцы вряд ли удастся. Такого роста, как в первом полугодии (на 19%; было перевезено 14,5 млн. человек), ждать по итогам текущего года не стоит. "Как правило, именно в сентябре у авиакомпаний самый "сенокос", - говорит руководитель консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак, - поэтому годовое снижение может составить несколько процентов". Если спад продолжится и в последующие месяцы, то, например, тот же "Аэрофлот" ежемесячно будет терять от 50 до 70 тыс. пассажиров, а это около 10 млн. долларов упущенной прибыли. Что же касается российских авиакомпаний в целом, то, по мнению экспертов, по итогам года их убытки от последствий терактов могут превысить 100 млн. долларов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 26, 2024
Египетская авиакомпания запланировала чартеры из Перми на курорт Красного моря