О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

SaM146 - новый двигатель для нового самолета

Новым самолетам нужны новые двигатели. Для оснащения RRJ компания "Сухой" в апреле 2003 г. выбрала силовую установку SaM146, разрабатываемую совместно Snecma Moteurs и НПО "Сатурн"

Новым самолетам нужны новые двигатели. Эта истина давно уже не оспаривается в авиационном мире. Тем более это касается быстро развивающегося рынка региональных реактивных самолетов, где помимо основных игроков - бразильской фирмы Embraer (семейство самолетов ERJ170/175/190/195) и канадской Bombardier (семейство самолетов CRJ200/700/900), появились новые участники: российские "Сухой" с проектом семейства самолетов RRJ60/75/95 и "Туполев" с проектом Ту-334, украинский "Антонов" с проектом Ан-148, китайский AVIC 1 с проектом ARJ21 .

Обычно создание нового самолета идет параллельно с созданием силовой установки. В двигатель закладываются не только последние разработки в области газо- и термодинамики, высоких технологий, но и требования "гуманитарного" плана - ограничения по шуму и эмиссии вредных выбросов. И конечно же, для небольших региональных самолетов очень важным качественным показателем силовой установки являются операционные затраты, включающие в себя расходы на топливо, обслуживание и др. В соответствии с данным критерием "самолетчики" определяются с фирмой-производителем и типом силовой установки. Так, Embraer, Bombardier и AVIC 1 отдали предпочтение CF-34 производства General Electric, "Туполев" и "Антонов" - двигателю Д-436 компании "Мотор Сич".

Для оснащения RRJ компания "Сухой" в апреле 2003 г. выбрала силовую установку SaM146 (Sа - аббревиатура Saturn, M146 - тип двигателя из модельного ряда Snecma Motours), разрабатываемую совместно Snecma Moteurs и НПО "Сатурн", оставив в стороне союз компаний Pratt&Whitney Canada, MTU Aero Engines, FIAT и ОАО "Авиадвигатель" с двигателем PW800.

Двигатель SaM146 будет устанавливаться на все версии RRJ - вместимостью 60, 75 и 98 мест, как базовой, так и увеличенной дальности, обеспечивая унификацию, что позволит заказчикам существенно снизить эксплуатационные расходы.

Президент Snecma Moteurs Марк Вантр (Marc Ventre) утверждает: "Мы хотим изменить рынок региональных самолетов посредством нового продукта, который значительно снизит операционные затраты заказчика". Иными словами, двигатель должен удовлетворять трем критериям: максимальный срок "жизни на крыле", минимальное количество запасных частей и высокая ремонтопригодность.

Силовая установка включает в себя сам двигатель, мотогондолу и систему реверса. Двигатель имеет диапазон тяги от 6,8 т (15395 фунтов) для RRJ60, RRJ60LR (Long Range - версия увеличенной дальности) и RRJ75 до 7,7 т (17433 фунтов) для RRJ75LR, RRJ95, RRJ95LR. При разработке двигателя SaM146 широко используются передовые конструкторские и технологические решения, уже проверенные на хорошо зарекомендовавших себя двигателях семейства CFM56 для гражданских самолетов и двигателе M88 для истребителя Rafale. В частности, при создании модулей вентилятора, турбины низкого давления и цифровой системы управления двигателем (FADEС) широко используются технические решения и результаты эксплуатации двигателей семейства CFM56, а компрессор, турбина высокого давления и камера сгорания опробованы в перспективном демонстраторе газогенератора DEM21, отрабатывающемся на технических новациях М88.

Основная концепция проектирования двигателя - простота и минимальное количество деталей. Конструктивная схема двигателя - это вентилятор диаметром 1220 мм с широкохордными лопатками, трехступечатый бустер, шестиступенчатый компрессор высокого давления, кольцевая камера сгорания с эффективностью 99,8% (эмиссия по NO на 40% ниже допустимой по Главе 4 ИКАО), одноступенчатая турбина высокого и трехступенчатая турбина низкого давления. Для уменьшения уровня шума оптимизированы термодинамический цикл, скорость вращения вентилятора, количество и расположение лопаток, а также применена удлиненная мотогондола. Весь комплекс мер позволит получить запас по уровню шума 10 дБ относительно требований Главы 4 ИКАО, которая еще только будет введена в действие в 2006 г. Для повышения ремонтопригодности двигатель имеет модульную конструкцию. Три главных модуля двигателя состоят из 17 меньших модулей. В случае необходимости неисправный модуль можно достаточно быстро заменить. Заложенные решения позволяют авиакомпаниям заменить силовую установку в условиях эксплуатации в течение двух часов.

На состоявшейся во время проведения авиасалона в Фарнборо совместной пресс-конференции Snecma Moteurs и НПО "Сатурн" было объявлено о создании совместного предприятия PowerJet, акционерами которого в равных долях стали Snecma Moteurs и НПО "Сатурн". PowerJet будет иметь два подразделения, зарегистрированных в России и Франции. СП объединит производственные возможности двух материнских компаний, что позволит оптимизировать процесс реализации программы. С российской стороны компанию возглавит Алексей Жаворонков, с французской - Мишель Дешелот.

По словам генерального директора НПО "Сатурн" Юрия Ласточкина, PowerJet будет являться владельцем сертификата типа, заниматься всем спектром вопросов создания силовой установки SаM146, включая управление проектированием, производством, маркетингом и поддержкой заказчика, как в России, так и за рубежом.

В проекте SаM146 Snecma отвечает за интеграцию двигателя, разработку газогенератора и системы управления и контроля состояния, НПО "Сатурн" - за вентилятор, турбину и компрессор низкого давления. Окончательная сборка и испытания двигателя будут осуществляться в России на мощностях НПО "Сатурн".

"Работа над SаM146 идет по графику. На НПО "Сатурн" выпущена техническая документация, идет подготовка производства, включая логистику по материалам. Как вентилятор, так и другие части двигателя, входящие в зону ответственности НПО "Сатурн", будут своевременно изготовлены и поставлены для проведения испытаний", - заявил Юрий Ласточкин. Марк Вантр сообщил о ходе выполнения графика работ французской стороной: "В настоящее время газогенератор проходит третий цикл испытаний. Заложенные в него характеристики подтверждены. Полностью исследованы механические свойства материалов газогенератора и его управляемость. В ближайшее время мы проведем окончательное тестирование компрессора высокого давления, а в сентябре 2005 г. уже начнутся испытания двигателя SaM146. Все работы выполняются по утвержденному графику параллельно с программой разработки самолета. В марте 2007 г. SаM146 должен получить сертификаты типа EASA и Авиационного Регистра МАК, а прототип RRJ с нашими двигателями выполнит первый испытательный полет в октябре 2006 г.".

Юрий Ласточкин с оптимизмом смотрит в будущее: "Ни один из двигателей не создается только под одно применение. Мы рассчитываем на востребованность SаM146 и в других авиационных проектах".

По мнению экспертов, до 2022 г. на рынке будет продано до 5000 региональных самолетов, в том числе около 800 RRJ. В случае успешной реализации программы выручка от продажи двигателей может составить $6-7 млрд. В рамках программы господдержки создания двигателя SаM146 из госбюджета будет выделено до двух млрд руб. Общий объем планируемых инвестиций компаний Snecma Moteurs и НПО "Сатурн" в проект RRJ по двигателю SаM146 составит не менее 650 млн евро.

По предварительным расчетам, только на стадии выполнения НИОКР по двигателю SаM146 в России будет создано 1650 новых рабочих мест, а в условиях развертывания серийного производства в течение 15 лет будет занято 2200 высококвалифицированных специалистов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Авиапанорама». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка