О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Со своим "ружьем"

Впервые за 8 лет расчеты зенитно-ракетного полка ПУрВО участвовали в тактических учениях, управляя "родными", стоящими на вооружении части системами "ТОР-М1"

Впервые за 8 лет расчеты зенитно-ракетного полка ПУрВО, которым командует полковник Борис Новиков, участвовали в тактических учениях, управляя "родными", стоящими на вооружении части системами "ТОР-М1". До этого на межвидовой полигон в Ашулук подразделения и части ПВО прибывали, что называется, налегке. Уже на месте принимали идентичную штатному вооружению полка боевую технику. В процессе тренировок "свыкались" с ней, выполняли экзаменационные боевые стрельбы и опять же, не обремененные транспортировочными заботами, возвращались в пункт постоянной дислокации.

- Наконец-то стрелок вышел на охоту со своим "ружьем", - образно отозвался о возрожденной практике подготовки специалистов ЗРП на вверенной технике начальник войск ПВО ПУрВО генерал-майор Алексей Попов. - Не скрою, мы давно мечтали об этом. В новой обстановке проверили себя, а главное, боевые возможности вверенного штатного вооружения.

Правда, результатом стрельб генерал Попов остался недоволен. "Обидной оказалась для нас итоговая "четверка", - посетовал в беседе Алексей Семенович. - Сомнений нет: могли сработать на "отлично". Ведь за "пятеркой" ехали…"

За то, что генерал Попов не переоценивает профессиональное мастерство подчиненных, говорит многое. В частности, ряд последних полевых экзаменов личный состав ЗРП полковника Новикова легко "вытягивал" на высший балл. "Пятерка" могла быть и в этот раз: три из четырех прибывших в Ашулук зенитно-ракетных батарей ПУрВО справились с огневыми задачами на "отлично". Что, впрочем, не удивительно. Ведь к выезду на межвидовой полигон ракетчики готовились на совесть, основательно. Венцом проделанной работы на "зимних квартирах" стал этап дообучения начальников расчетов и операторов батарей на базе Оренбургского учебного центра подготовки специалистов войсковой ПВО. "Мы настолько были уверены в своих силах, что не побоялись включить в состав убывающих боевых экипажей юных начальников расчетов - выпускников 2004 года, - рассказывает генерал Попов. - А лейтенанты, между прочим, в полку прослужили всего девять дней".

Даже на полигоне в сорокаградусную жару, когда, по доходившей информации, у соседей стали фиксироваться случаи тепловых ударов, подчиненным полковника Новикова удалось сохранить азарт боевой учебы. Был момент, когда, войдя в раж боевой работы, номера расчетов боевых машин обратились к командованию с просьбой о переносе обеда на позднее время: так им жалко было упускать тренировочные этапы в работе по реальной авиации. Позже командование полка с удовлетворением отмечало небывалое, прямо-таки мушкетерское единение личного состава на пути к совершенствованию профессионального мастерства.

И все же на экзамене одной из батарей полка не удалось осуществить боевые пуски ракет.

Разбор "полетов" проходил в посекундном анализе минувших событий. Что, впрочем, неудивительно, если учесть: на выполнение задания батареям отводилось лишь несколько десятков секунд. Но, как оказалось, не всем. Да и не в том объеме, сколько "нарезалось" основной массе участвовавших в стрельбах воинских коллективов. То есть на долю той самой "провинившейся" батареи майора Скокова выпала вводная с достаточно жестким, проще говоря, процентов на сорок усеченным временным показателем.

В обычной ситуации нормативного времени хватает на то, чтобы сигнал, пройдя по инстанции от разведчиков воздушной обстановки к командиру батареи, затем к командиру полка, успел вернуться в обратной последовательности к стреляющим экипажам задолго, по меркам норматива, до того, как цель исчезнет с экранов радаров. Но в этот раз даже непосредственный выход командира полка на стреляющих, минуя звено командира батареи, не спас ситуацию. Два имитатора высокоточного оружия ракеты-мишени "Саман" прошли "обработанными", но один из них - необстрелянным.

- ЗРС "ТОР-М1" позволяет "завалить" "Саман" даже в столь сжатые временные сроки, - анализирует в беседе происшедшую ситуацию генерал Попов.

- Так в чем причина пропуска мишеней?

- В пресловутом человеческом факторе, - поясняет Алексей Семенович. - Экипажи, командование были настроены на решение "штатного" для подобного экзамена норматива. Никто не предполагал, что процесс обычного экзамена нарушит столь жесткая вводная. Поэтому отведенных двух с небольшим десятков секунд и не хватило на принятие ответных действий на нетипично складывающуюся воздушную обстановку.

По признанию начальника войск ПВО округа, из личной войсковой практики он, как ни пытался, не смог припомнить подобного случая на учениях. Но, по словам генерала, неординарность ситуации не оправдывает пропуск цели батареей майора Скокова. Реальная боевая обстановка может преподнести и не такие "сюрпризы". И к ним надо быть готовым.

Ситуация в Ашулуке, по словам генерала Попова, найдет свое отражение в составляемых офицерами управления войск ПВО ПУрВО методических рекомендаций на новый учебный год. Пока же соответствующие ЦУ в этом отношении получили два дивизиона приволжско-уральских зенитчиков, убывших на Ейский полигон для отработки огневых задач.

В подобных случаях обычно говорят: предупрежден - значит, вооружен....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка