Опубликовано: 21.09.2004, 10:25
 

Авиамобилизация

Начнется в 2006 году


Европейский авиаконцерн Airbus планирует в 2006 году разрешить пассажирам пользоваться мобильными телефонами на своих рейсах. Испытания оборудования и технологии мобильной связи на самолете Airbus A320 показали, что сигнал мобильника не опасен для электроники авиалайнера.

Исследование, проведенное британской компанией IMDC, показало, что почти половина всех пассажиров хотели бы воспользоваться своими сотовыми телефонами и во время полета. Авиапассажиры, утверждают эксперты, за мобильную связь на "борту" готовы даже переплачивать в несколько раз по сравнению с обычными "наземными" тарифами: от 3 до 6 долларов за минуту разговора. В России желающих поговорить по мобильнику во время полета ничуть не меньше, чем на Западе. Пассажиры готовы платить за минуту разговора в "небе" почти месячный тариф на "наземную" мобильную связь.

Есть спрос - есть и предложение. Например, на рейсах "Трансаэро" экипаж охотно дает позвонить по спутниковому телефону: 10 долларов за минуту разговора. Проблема в том, что спутниковых трубок (предназначенных для экстренной связи экипажа с наземными службами) на борту одна- две, а пассажиров много, так что эта услуга для широкого использования малопригодна.

Другое дело - обычный сотовый телефон. Но его приходится выключать, садясь в самолет. Сейчас практически все авиакомпании, в том числе и российские, запрещают пользоваться мобильниками стандарта GSM на борту самолета. Специалисты объясняют этот запрет тем, что излучение такого телефона может создавать помехи для переговорных устройств экипажа и помешать работе систем авионики самолета.

Крупнейшие мировые авиаперевозчики всерьез намерены разрешить эту проблему в 2005 году. Европейский авиаконцерн Airbus вслед за American Airlines объявил о намерении с начала 2006 года разрешить пассажирам пользоваться мобильниками на своих рейсах. Авиаконцерн и компания Icarelink разработали специальную систему, которая не создает помех электронным системам авиалайнера. Технология довольна проста: сигнал с сотового телефона стандарта GSM поступал на микросоту (небольшую базовую станцию) picocell, установленную на борту авиалайнера Airbus A320. Далее через компьютерный сервер он передавался через сеть спутниковой связи Globalstar в наземные телефонные сети. Во время испытаний для голосовых звонков, отправки SMS-сообщений и Bluetooth-соединений было опробовано в работе несколько моделей сотовых телефонов, КПК и ноутбуков. Во время завершающего тестового испытания были зафиксированы успешные соединения как между сотовыми телефонами в салоне самолета, так и между телефонами на борту и на земле.

Airbus уже ведет переговоры со швейцарской компанией SITA и американской фирмой Tenzing о создании компании, которая займется внедрением технологии, позволяющей использовать мобильные телефоны, ноутбуки и КПК на борту самолетов.

Ранее компании ARINC и Telenor объявили о разработке системы мобильной связи для авиалайнеров. Правда, в отличие от Airbus, использующей спутниковую связь Globalstar, альянс сделал ставку на передачу сигнала через спутники Международной системы морской связи Inmarsat. Как утверждают представители Telenor и ARINC, 1900 самолетов во всем мире уже используют системы навигации и связи Inmarsat и модернизировать их для нужд мобильной связи существенно дешевле.

Пока же авиапассажиры могут воспользоваться на борту самолета лишь услугами спутниковой связи и интернет-доступа. Немецкая авиакомпания Lufthansa запустила в мае 2004 года услугу высокоскоростного доступа в Глобальную сеть под брендом Lufthansa FlyNet. Пока она доступна лишь на нескольких рейсах. Но, по заявлениям компании, в первом квартале 2006 года этот сервис будет доступен на половине дальних рейсов Lufthansa. В свою очередь компания Boeing внедряет сервис Connexion by Boeing для обеспечения беспроводного широкополосного доступа в Интернет с борта самолета.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 21 сентября 2004 года | Дайджест публикаций за 21 сентября 2004 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: СИТА - Международное общество авиационной электросвязи, A320, Самолетостроение, American Airlines, Airbus, Авиационные Технологии Инвестиции Сервис (в процессе тестирования)