Опубликовано: 21.09.2004, 10:29
 

"БЕ"нефис в Геленджике

Новый самолет-амфибия поразил специалистов


[image]

На прошедшем в Геленджике "Гидроавиасалоне-2004" Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Бериева демонстрировал модель самолета, которая привлекла внимание советника Президента РФ по военно-технической и оборонно-промышленной политике Александра Бурутина. Прочитав техническую характеристику самолета-амфибии, он поинтересовался у бериевцев, как далеко продвинулись работы по его созданию. И в ответ услышал: готовы начать изготовление этого самолета хоть завтра, если у государства найдутся деньги. Конструкторские решения самолета будущего проверены на Бе-103, ставшей фактически масштабной летающей моделью. Скажем без ложной скромности, что идеи, заложенные в нем, на многие десятилетия опередили зарубежные разработки в этой области…

Самолет-амфибия выполнен по аэродинамической схеме "летающее крыло". Его конструкция обеспечивает глиссирование на редане лодки и задней кромке центроплана, двигаясь по воде с высоким аэродинамическим качеством.

При взлете с воды будет использоваться эффект поддува. Выхлопные газы двигателей, установленные по бокам передней части фюзеляжа, направляются под крыло, где в замкнутом объеме образуется своеобразная газовая подушка, облегчающая отрыв от воды. Применение поддува не только упростит, но сделает более безопасным снижение и приводнение летательного аппарата. Такой режим достигается с постоянным углом тангажа и максимально упрощает пилотирование самолета.

Концепция использования Бе-2500 предусматривает возможность полетов как над океанской поверхностью в экранном, так и в высотном режимах. Он может найти свое применение при перевозке коммерческих грузов на трансокеанских маршрутах. Его база - практически любой существующий порт. Причем для этого не требуется создания какой-то новой уникальной инфраструктуры. Самолет-амфибия имеет возможность работать с поверхности моря и таким образом частично решит проблемы, связанные с перегруженностью международных аэропортов и уменьшением шума в зоне городов.

Сверхтяжелый самолет-амфибия может эффективно применяться в поисково-спасательных операциях, приходя на помощь людям, терпящим бедствие, много быстрее имеющихся сегодня средств. А его транспортные возможности обеспечат переброску экспедиций для ликвидации техногенных аварий и катастроф.

Экономически выгодной сферой применения бериевской машины может стать транспортировка добытых полезных ископаемых в зоне шельфов и архипелагов.

Зарубежных аналогов у разработки ТАНТК им. Бериева нет. Не предвидится их появление и в обозримом будущем. Авиационные материалы на взлете и посадке очень быстро и сильно разрушает водная среда. Для самолета-амфибии на этих этапах полета она превращается в наждачный камень. За рубежом не могут преодолеть эту "водную стену". Западные специалисты уже который год топчутся на одном месте, даже не приблизившись к решению, после которого можно начать эскизные работы. Мы же о своих успехах в гидроавиации умалчиваем или считаем их чем-то обыденным.

Конечно, от создания проекта до его реализации путь весьма большой. И все же технология изготовления Бе-2500 для России не представляет особых сложностей. Сегодня производство сверхтяжелых самолетов-амфибий наша страна не может себе позволить по финансовым возможностям, которые диктует рынок. Очевидно, что такую грандиозную программу следует реализовывать в содружестве с другими государствами, заинтересованными в освоении океанских пространств и развитии морских сообщений. Так, в ТАНТК им. Бериева просчитан вариант установки на самолет-амфибию английских двигателей Trent 800 фирмы Rolls-Royce. Наверное, не мешает вспомнить прописную истину, что реклама - двигатель торговли. Возьмите, к примеру, проекты сверхбольших авиалайнеров фирм Boeing и Airbus. При всей своей независимости они даже в рекламировании постоянно получают поддержку от государственных структур. Еще не построено ни одной машины, но реклама так "проняла" российских западопоклонников, что они мечтают о приобретении этих машин, невзирая на все экономические затраты по переоборудованию аэропортов и другие проблемы.

Кооперация с зарубежными партнерами уходит и в область политики. У европейской и североамериканской авиапромышленности очень сильное антироссийское лобби. Примером тому служит Бе-200. Огонь пожаров из года в год пожирает леса европейских стран, а международный рынок для наших "летающих пожарников" закрыт под различными предлогами. Сдвинуть дело с мертвой точки позволило только решение вопроса на уровне глав государств.

Ставить крест на Бе-2500 рано… В гидроавиации он один из наших "стратегических" резервов. Как знать, может, после экономического возрождения России проект найдет свое применение и состоится его бенефис?

Наша справка

Сверхтяжелый транспортный самолет-амфибия Бе-2500:
Длина самолета - 115,5 м
Высота - 29,12 м
Размах крыла - 125,51 м
Площадь крыла - 3.184 м2
Взлетный вес - 2.500 т
Силовая установка
ТРДД НК-116 - 6х105.000 кгс
Максимальная коммерческая нагрузка - 1.000 (тысяча!) т
Крейсерская скорость:
- на высотном режиме 770 км/ч
- на экранном режиме 450 км/ч
Максимальная дальность полета - 16.000 км.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 21 сентября 2004 года | Дайджест публикаций за 21 сентября 2004 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Бе-103, Бе-200 (в процессе тестирования)