О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Первый пилот

Государство ужесточает контроль над "Аэрофлотом". На должность члена совета директоров авиакомпании прочат помощника президента В. Иванова

Государство ужесточает контроль над крупнейшим авиперевозчиком страны "Аэрофлотом". На должность члена совета директоров авиакомпании, а впоследствии и его председателя прочат человека из "питерской команды" Владимира Путина - помощника президента и бывшего сотрудника ФСБ Виктора Иванова. По мнению экспертов, введение Иванова в совет директоров "Аэрофлота" позволит государству "навести порядок" в авиакомпании. Не исключено, что лишится своего места и нынешний гендиректор авиакомпании Валерий Окулов.

"Аэрофлот" ждет ревизора

Правительство решило усилить контроль над крупнейшим авиаперевозчиком страны "Аэрофлотом". Одним из кандидатов в новый совет директоров авиакомпании выдвигается помощник президента и бывший высокопоставленный сотрудник ФСБ Виктор Иванов. С ним еще в Санкт-Петербурге познакомился Владимир Путин, и, возглавив в 1998 году ФСБ, он практически сразу взял туда Иванова на должность начальника управления собственной безопасности службы. Уже в апреле 1999 года Иванов стал начальником департамента экономической безопасности и заместителем директора ФСБ. По мнению экспертов, с приходом в "Аэрофлот" человека из "питерской команды" - а кроме места в совете директоров Иванову прочат еще и председательскую должность - позиции нынешнего гендиректора "Аэрофлота" Валерия Окулова могут серьезно пошатнутся. Не исключено даже его увольнение.

Между тем в администрации президента информацию о выдвижении Иванова пока не подтверждают, но и не опровергают. "Вполне вероятно, что Иванов будет баллотироваться. Избрание руководящих работников администрации в совет директоров важнейших российских предприятий - это устоявшаяся практика", - сказал собеседник ГАЗЕТЫ.

"Наскок и наезд"

В список приватизации на 2005 год правительство внесло "Аэрофлот" еще в июне. Интерес государства к главному перевозчику страны, чистая прибыль которого по итогам первого полугодия 2004 года составила 83 млн. долларов, был вполне объясним.

Реализация госпакета "Аэрофлота" могла бы принести в бюджетную копилку не одну сотню миллионов долларов. Но, хорошенько подумав, правительство все же решило повременить с продажей госпакета, так как продать "Аэрофлот" можно дороже - после поглощения им небольших региональных авиакомпаний. В результате "Аэрофлот" указом президента включили в список стратегических объектов, по которым должно приниматься отдельное решение.

Отложить приватизацию "Аэрофлота" заставила и довольно жесткая критика частного акционера компании Александра Лебедева (Национальному резервному банку (НРБ), одним из акционеров которого он является, принадлежит 28% акций "Аэрофлота"). По его словам, "сейчас авиакомпания развивается неэффективно, а менеджмент не может или не хочет решить эти проблемы". В качестве примеров неэффективного управления Лебедев привел так и не сдвинувшийся с места проект строительства Шереметьево-3, "крайне непрозрачную", по его мнению, систему продаж билетов в "Аэрофлоте" и зависимость экономического благополучия компании от платы за пролет иностранных самолетов по транссибирскому коридору, которая рано или поздно может быть отменена. Защищаясь, гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов охарактеризовал все эти высказывания Лебедева как "наскок и наезд".

Разрулить авиакомпанию

Для решения этих проблем в авиакомпанию и делегирован Виктор Иванов. "Про кандидатуру Иванова мы знаем, но вопрос пока находится в стадии обсуждения, - говорит замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. - Государство является главным собственником, и, естественно, мы заинтересованы, чтобы оно участвовало в управлении и имело собственную позицию. Но вряд ли, выдвигая Иванова, правительство таким образом хочет нас проверять. У нас есть независимые аудиторы, которые докладывают обо всем, что происходит в компании, тому же совету директоров". О других возможных кандидатах в "Аэрофлоте" пока ничего не знают.

"Выдвижение Иванова - признак усиления роли государства в компании, - считает начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова. - Иванов будет проводить подготовку "Аэрофлота" к приватизации. Несмотря на то что пакет "Аэрофлота" в госсобственности уже давно, государство никогда не горело желанием капитализировать компанию на тот уровень, который требуется для ее развития, для того чтобы перевозчик мог достойно конкурировать на международном рынке". "В первую очередь нам надо решать вопрос с управлением Шереметьево", - говорит Кошляков. "Неопределенность с приватизацией не позволяет в полной мере реализовывать проект Ш-3, - подтверждает Одинцова. - Когда не ясно, кому достанется госпакет, НРБ, так же как и "Альфе", выигравшей конкурс на управление аэропортом, не имеет смысла вкладываться в этот проект".

Вопрос решится скоро

Утверждать Иванова в роли кандидата будет нынешний совет директоров "Аэрофлота", который состоится 27 сентября. Если кандидатура будет одобрена, то окончательно решение о его присутствии в совете директоров примут акционеры компании 23 октября на внеочередном собрании. По мнению экспертов, пока о шансах Виктора Иванова говорить рано. Но скорее всего, кроме государства за эту кандидатуру наверняка будет голосовать и НРБ. Александр Лебедев уже заявил, что поддерживает кандидатуру Иванова. По его мнению, это поможет не только более оперативно получать одобрение принимаемых решений со стороны государства, но и использовать знания Иванова для принятия необходимых мер по укреплению безопасности авиаперевозок.

Госчиновники в крупных компаниях

Избрание помощника президента Виктора Иванова в совет директоров "Аэрофлота" далеко не первый случай, когда чиновники из администрации попадают в советы директоров компаний, где крупный пакет акций контролирует государство. Так, например, нынешний глава администрации президента Дмитрий Медведев с 2002 года возглавляет совет директоров "Газпрома". А бывший руководитель администрации Александр Волошин руководит советом директоров РАО "ЕЭС России" с 1999 года. Замглаву администрации президента Игоря Сечина назначили председателем в совет директоров "Роснефти" в конце июля 2004 года. В советах директоров крупных компаний с госучастием работают и чиновники администрации более низкого ранга. Так, в совете директоров "Аэрофлота" и "Транснефти" заседает помощник главы администрации Евгений Школов, в совете директоров "Первого канала" - пресс-секретарь президента Алексей Громов и советник президента Михаил Лесин, возглавлявший ранее Минпечати. Кроме Игоря Сечина в совете директоров "Роснефти" работает Анатолий Лукьянчук, находящийся на должности замглавы экономического управления администрации. В совет директоров "Российских железных дорог" избран помощник президента Игорь Шувалов. "Вниманием" чиновников администрации президента не обделен и банковский сектор. Так, в коллегиальный орган Центробанка - национальный банковской совет - по закону президент может направить трех своих представителей. В этом году ими стали помощник президента Игорь Шувалов, глава Экспертного управления президента Аркадий Дворкович, а также советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов. Кроме того, Аркадий Дворкович является членом наблюдательного совета Сбербанка. Помимо чиновников администрации президента в советах директоров компаний с госучастием заседают представители правительства. При этом директорами крупных компаний, как правило, становятся чиновники рангом не ниже заместителя министра. Вице-премьер Александр Жуков возглавляет совет директоров "Российских железных дорог". Глава Минэкономразвития Герман Греф избран в советы директоров РАО "ЕЭС России" и "Газпрома". Директором этих же компаний является глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Кроме того, Христенко избран в совет директоров "Транснефти". Министр транспорта Игорь Левитин является членом совета директоров "Аэрофлота", а в понедельник его назначили председателем совета директоров "Шереметьево"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка