О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"МиГ" скандала

В последние несколько дней высшее военно-политическое руководство России c особым вниманием занималось такими сферами, как торговля вооружениями с зарубежными странами и положение в ОПК

В последние несколько дней высшее военно-политическое руководство России c особым вниманием занималось такими деликатными и жизненно важными для государства сферами как торговля вооружениями с зарубежными странами и положение в оборонно-промышленном комплексе. Во вторник планируется заседание правительственной комиссии по вопросам ОПК, которой руководит премьер-министр. А в минувшую пятницу в Кремле состоялось заседание комиссии по военно-техническому сотрудничеству России с иностранными государствами, возглавляемой президентом страны.

Контрактная непроходимость

В комиссию ВТС при президенте РФ входит 13 человек. Указ о персональном составе комиссии, изменившемся после начала административной реформы органов власти весной, президент подписал в начале августа. В ее работе также принимают участие премьер-министр (заместитель главы комиссии), секретарь Совета безопасности РФ, министры обороны, финансов, промышленности и энергетики, руководство спецслужб, директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, руководство администрации президента, генеральный директор "Рособоронэкспорта". Комиссию возглавляет лично глава государства.

В 2003 году общий объем экспорта российских вооружений и военной техники впервые с распада СССР преодолел рубеж в 5 млрд долларов и составил порядка 5,5 млрд долларов. Как ранее неоднократно заявлял глава государства, Россия "твердо соблюдает обязательства по режимам нераспространения, но мы также твердо должны и будем отстаивать наши экономические интересы". При этом у нас продолжается рост количества субъектов ВТС, которым предоставлено право самостоятельного выхода со своей продукцией и услугами на внешний рынок. В 2003 году такое право получили 14 предприятий.

Предыдущее заседание комиссии по ВТС прошло 1 марта нынешнего года. Наблюдатели отмечают, что состоявшееся в пятницу совещание - первое после избрания Путина президентом на второй срок.

Выступление главы государства, предшествовавшее обсуждению проблем оружейного экспорта за закрытыми дверями, практически ничем не отличалось от прологов других заседаний комиссии. Владимир Путин заявил о необходимости выхода России на новые рынки вооружений. "Сегодня более 50 стран закупают у нас военную технику и вооружения для обеспечения своей безопасности и выполнения миротворческих операций под эгидой ООН", - сказал президент. При этом он подчеркнул необходимость "расширения географии" военно-технического сотрудничества, "не упуская из виду стратегических партнеров" - в первую очередь Китая и Индии.

Отметим, что заседание комиссии состоялось накануне визита в Россию президента страны-потенциального крупного импортера российского оружия - Южной Кореи. С официальным Сеулом Москва неоднократно имела контакты и контракты в сфере ВТС, но подавляющее большинство вооружения и боевой техники российского производства, находящееся в армии Южной Кореи, было поставлено Москвой в счет долга, а не за "живые деньги". На переговорах в Москве российские представители попытаются эту ситуацию изменить.

Отметим также, что после заседания комиссии по ВТС было заявлено о фактическом выполнении крупного контракта с Индией. Президент авиастроительной научно-производственной корпорации "Иркут" Алексей Федоров объявил, что до конца года Россия поставит Индии десять истребителей Су-30МКИ. По его словам, данная партия - последняя согласно подписанному в ноябре 1996 года контракта на разработку и поставку Индии 40 новейших боевых машин. Ранее ВВС этой страны уже получили 8 самолетов Су-30К и 22 - Су-30МКИ (последняя модификация является первым в мире образцом серийного многофункционального истребителя, оснащенного двигателями с управляемым вектором тяги и РЛС с фазированной антенной решеткой, что обеспечивает ему уникальные летные и боевые качества). Однако, сказал Алексей Федоров, "на этом наше сотрудничество не завершается, мы будем заниматься модернизацией ранее выпущенных самолетов, а также реализацией лицензионного соглашения по производству в Индии истребителей СУ-30МКИ".

Особое внимание президент России Владимир Путин уделил деятельности в сфере ВТС военного ведомства, которое после всех последних реформ контролирует и отвечает за оружейный экспорт. "Главное требование" президента к Минобороны в этом плане - "экономическая эффективность ВТС при строгом соблюдении политических интересов и строгом обеспечении национальной безопасности". "Думаю, все хорошо понимают, как важно сейчас исключить любые возможности для доступа террористов к современным вооружениям и оборонным технологиям", - заявил президент РФ.

В повестку дня комиссии по ВТС входили несколько вопросов. Еще перед началом заседания комиссии Владимир Путин отметил, что на нем "предстоит комплексно проанализировать политику военно-технического сотрудничества и деятельность ключевой организации - Минобороны". Президент подчеркнул, что Минобороны "осуществляет деятельность по всем направлениям военно-технического сотрудничества, осуществляет сопровождение всего цикла продукции военного назначения - от разработки до утилизации". "Именно Минобороны ведет подготовку иностранных военных специалистов и технического персонала", - напомнил глава государства. Он считает, что "все необходимые организационно-правовые условия для эффективной работы Минобороны есть", поскольку уже подписаны положения по Минобороны и Федеральной службе по ВТС, структурно входящей в военное ведомство.

Собственно, ситуация с ВТС в Минобороны и была первым вопросом заседания комиссии. Ничего неожиданного там не произошло: министр обороны выступил с докладом, на котором рассказал о том, как его ведомство работает над увеличением экспорта российского оружия и какие усилия оно для этого предпринимает. Особо глава Минобороны затронул тот факт, что на экспорт в основном уходит оружие и техника, которых нет в Вооруженных Силах России.

А вот второй вопрос, касавшийся как раз расширения рынков и вообще региональной политики, стал по свидетельству осведомленных собеседников Страны. Ru, пожалуй, самым скандальным за последнее время. В докладе главы Федеральной службы по ВТС Михаила Дмитриева жесточайшей обструкции подверглось руководство Российской самолетостроительной корпорации "МиГ". По словам чиновника, положение России на мировых рынках оружия остается напряженным, за каждый контракт приходится бороться. А из-за действий руководителей МиГа, по мнению Михаила Дмитриева, "мы почти потеряли Европу". Он привел в пример Болгарию, отказавшуюся проводить модернизацию имеющихся у нее боевых самолетов этой марки, и Венгрию, которая готова провести такую модернизацию, но заявляет о намерении работать только через "Рособоронэкспорт". Надо отметить, что РСК "МиГ" имеет право на самостоятельную поставку своей продукции и товаров за границу, и отказ иностранцев работать именно с компанией свидетельствует о многом. Речь шла и о проблемах, в том числе и в плане финансовом, в выполнении "контракта века" на поставку теперь уже на индийский авианосный крейсер, ранее известный под именем "Адмирал Горшков", авиакрыла новейших истребителей корабельного базирования МиГ-29К.

Вертолетное недоразумение

В повестке дня сегодняшнего заседания правительственной комиссии по ОПК, которую возглавляет председатель правительства Михаил Фрадков, - несколько вопросов. Первый - в компетенции Минобороны и касается мер по техническому регулированию продукции военного назначения, подпадающей под государственную тайну. Речь пойдет о приведении к стандартам, защите интеллектуальной собственности, выражающейся в препятствовании несанкционированному копированию и тиражированию вооружений и техники. Докладчиком по этому вопросу назначен начальник вооружений ВС РФ - заместитель министра обороны генерал армии Алексей Московский.

Второй вопрос - о сроке и порядке запуска в серийное производство боевых вертолетов Ми-28Н "Ночной охотник". И в этом случае второй вопрос грозит вызвать грандиозный скандал, который может иметь далеко идущие последствия для государства. Суть его в следующем.

Как только было принято решение о проведении заседания комиссии по военно-промышленным вопросам (а такие встречи готовятся, исходя из рабочего графика председателя и членов комиссии), появилось письмо генерального конструктора-генерального директора ОАО "Камов" (кстати, структурно компания входит в РСК "МиГ") Сергея Михеева председателю комитета по вопросам обороны и безопасности Совета Федерации Виктору Озерову. В этом письме Герой России Михеев ставит под вопрос правильность выбора единой боевой машины Ми-28Н, принятой на вооружение с большой помпой всего пару месяцев назад, и приводит несколько доводов в пользу своей позиции.

По мнению генерального конструктора не менее известной в мире и заслуженной вертолетной марки - "Камов" - "вживую" этой машины еще нет. По его данным, есть только несколько летных образцов, которым еще предстоит проходить программу летных испытаний (около 800 вылетов, что для современных Вооруженных Сил просто очень много). А "камовские" машины, например, Ка-50-2, участвовали в тендерах (и при этом побеждали Ми-28Н), поэтому уже существуют в "железе" и отрабатывали боевые задачи, пройдя курс стрельб из всего бортового вооружения. Сергей Михеев считает, что Ка-50-2 на 80 процентов отвечает тем требованиям, которые выдвигали к производителям винтокрылых машин ВВС РФ, а огромные деньги, ныне выделяемые в рамках гособоронзаказа на доработку и запуск в серию Ми-28Н, могут быть растрачены бездарно. Более того, конструктор сильно сомневается, что выделенных денег хватит: по его мнению, могут вскрыться различные недоработки, которые придется устранять, естественно, исходя из существующих средств.

Еще один невыигрышный, с точки зрения государственных расходов, момент, который отметил в своем письме Сергей Михеев, в том, что "камовские" машины можно использовать как для боевой работы, так и для обучения пилотов - на них есть спарринг-летчик. У Ми-28Н такой возможности нет, следовательно, придется создавать новую учебную машину и тренажеры, что также повлечет большие затраты.

Скандальность заявлений Сергея Михеева в том, что решение о Ми-28Н уже принято. Его принимал президент, и отметим, что до 2010 года планируется поставить на вооружение ВВС России уже несколько десятков вертолетов Ми-28Н. Также любопытны "намеки" генконструктора "Камова" на "чиновников из ВВС" и странное совпадение с состоявшимся на днях стремительным увольнением замглавкома ВВС РФ по вооружению генерал-лейтенанта Дмитрия Морозова. Сергей Михеев считает, что никакой комиссии, сравнивавшей боевые характеристики двух машин, в ВВС не работало, а потому решение было принято кулуарно.

Виктор Озеров направил письмо генконструктора "Камова" премьер-министру Михаилу Фрадкову. Отметим, что уже сегодня на совещании в Кремле президент России поручил министру обороны Сергею Иванову представить доклад по оснащению армии новейшими системами вооружений. "Прошу в ближайшее время представить доклад по оснащению армии и флота новейшими системами вооружений", - процитировал главу государства ИТАР-ТАСС. Президент подчеркнул, что интересуется тем, "как осуществляются наши планы по перевооружению армии, а не на экспорт". Весьма вероятно, что это поручение вызвано как раз скандалом с боевыми вертолетами....
Авторские права на данный материал принадлежат «Утро.Ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка