О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Автономное счастье в Шереметьево-3"

"Аэрофлот" не сумел договориться с "Альфой" о совместном управлении Шереметьево и совместной доле в строительстве Шереметьево-3. Совет директоров авиакомпании решил строить терминал самостоятельно

"Аэрофлот" так и не сумел договориться с "Альфой" о совместном управлении Шереметьево и совместной доле в строительстве Шереметьево-3 (Ш-3). Совет директоров авиакомпании решил строить терминал самостоятельно. В "Альфе" уверены, что "Аэрофлот" делает "серьезную ошибку" и грозится выйти из этого проекта, если идея будет поддержана правительством. А министр транспорта Игорь Левитин вообще считает, что решение совета директоров "Аэрофлота" можно изменить. В качестве альтернативы третьему терминалу он видит глубокую реконструкцию действующего Шереметьево-2. Решение вопроса, кто в итоге будет управлять Шереметьево, снова переносится - по крайней мере на месяц, до заседания правительства.

Фрадков нашел победителя

Правительство пытается решить проблему Шереметьево уже несколько лет. Еще в 1999 году "Аэрофлот" поднял вопрос о строительстве в аэропорту третьего терминала. Но дальше котлована дело не пошло. Министра экономического развития Германа Грефа, занимавшего тогда пост председателя совета директоров ОАО "Шереметьево", не устроило главенство в проекте "Аэросрлота". Греф считал, что управлять аэропортом должны иностранцы. Вопрос строительства Ш-3 заглох до прошлого года, когда был объявлен конкурс на управление аэропортом. 28 января 2004 года его выиграла компания Михаила Фридмана "Альфа-Шереметьево". Недовольный итогами конкурса гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов (авиакомпания также претендовала на управление Шереметьево) грозился сменить аэропорт базирования. Несмотря на столь громкие заявления, совет директоров "Шереметьево" утвердил победителя, но требовалось и одобрение собрания акционеров. Бывший председатель правительства Михаил Касьянов не успел подписать директиву по голосованию на собрании от государства (владелец 100% акций Шереметьево). Михаил Фрадков, приступив к своим обязанностям, решил не торопиться и сам разобраться в проблеме, которую предыдущее правительство не могло решить несколько лет.

На совещании 4 июня Фрадков попытался примирить "Альфу" и "Аэрофлот". Ему удалось убедить "Альфу" поделиться своими правами на управление Шереметьево с "Аэрофлотом" и подготовить концепцию по совместному управлению аэропортом. По большому счету, новый глава правительства просто не захотел ссориться с авиакомпанией, приносящей аэропорту основную часть доходов. Таким образом, итоги состоявшегося конкурса по сути были пересмотрены в пользу проигравшей стороны. Концепцию "Альфа" и "Аэрофлот" написали, но реализовать так и не смогли. Предметом спора стали доли участия каждой из сторон в единой управляющей компании "Аэропорт Менеджмент" и цена вхождения в ее уставный капитал. "Альфа" предложила "Аэрофлоту" купить 35% в создаваемом СП за 12 млн. долларов. Перевозчик же хотел получить 50% за меньшие деньги.

"Конкуренция Домодедово и Внуково будет проиграна"

Усилия правительства "подружить" "Аэрофлот" и "Альфу" не увенчались успехом. Отказ от переговорного процесса первым оформил "Аэрофлот". Как заявил вчера гендиректор авиакомпании Валерий Окулов, "совет директоров принял решение строить Шереметьево-3". Общая стоимость проекта по созданию третьего терминала оценивается в 430 млн. долларов. Однако, согласно одобренной советом директоров "Аэрофлота" схеме финансирования проекта, непосредственно строительство терминала обойдется в 300 млн. долларов. Об инвесторах в "Аэрофлоте" говорят расплывчато: "Схема реализации проекта очень сложная и включает в себя сотрудничество с широким кругом организаций". По всей видимости, структуры Михаила Фридмана в этой схеме нет. "Если "Аэрофлот" собирается сделать ставку только на третий терминал, конкуренция Домодедово и Внуково будет проиграна.

И это при том, что Шереметьево могло бы стать главным не только в Москве, но и в России", - комментирует Газете желание "Аэрофлота" построить Ш-3 самостоятельно вице-президент группы "Альфа-Эко" Игорь Барановский. "Представьте себе построенную недавно квартиру из золота и мрамора в старом, обветшалом доме, который скоро снесут. Кому она нужна? "Аэрофлот" не сможет построить автономное счастье в Шереметьево-3", - считает он. "Пока не решится вопрос о приватизации "Аэрофлота", третий терминал будет в подвешенном состоянии, - считает начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова. - Сам "Аэрофлот" профинансировать проект вряд ли сможет, а найти инвесторов будет нелегко. Заявления о строительстве Ш-3 - отличная пиар-акция, чтобы обратить внимание на проблему". последнее слово за государством

Интересно, что решение совета директоров по строительству третьего терминала не признает министр транспорта Игорь Левитин, избранный на днях председателем совета директоров Шереметьево. Комментируя решение совета о строительстве Ш-3, Левитин заявил Газете: "Вчера решение по строительству принято не было, совет директоров просто рассматривал такую возможность. Ведь надо еще привлечь кредит". Министр считает, что третий терминал нельзя рассматривать в отрыве от Шереметьево-1 и 2. "Это один комплекс, и мы под него собираемся строить железную дорогу и платную автомобильную дорогу со стороны Дмитровского шоссе. Кроме того, у нас есть альтернатива Ш-3 - реконструкция Шереметьево-2", - говорит он. Реконструкция позволит увеличить число пассажиров в этом терминале до 15-16 млн. в год (в 2003 году Шереметьево-1 и 2 обслужили 11,5 млн. пассажиров. - Газета). "Вопрос реконструкции Ш-2 мы оговорим через месяц на совете директоров Шереметьево. А что касается строительства Ш-3 "Аэрофлотом", то здесь решение должно принимать государство, владеющее контрольным пакетом акций перевозчика", - считает Левитин. Тому, что министр транспорта не знает или делает вид, что не знает о принятом решении о строительстве Ш-3, в "Аэрофлоте" не удивляются. Совет директоров компании состоит из 11 человек, причем 7 из них, в том числе и Игорь Левитин, представляют интересы государства. "Но на последнем заседании, где принималось решение по строительству Ш-3 и большинство участников проголосовали "за", Левитина не было", - говорит замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков.

Аналитики к реконструкции Ш-2 взамен строительства Ш-3 относятся скептически. "Глубокая реконструкция в аэропорту - это как перестройка дома, - говорит Наталья Одинцова. - Реконструкция будет стоить как минимум 100 миллионов долларов. При этом аэропорт придется закрывать. В таком случае, чтобы не потерять пассажиропотоки, все равно нужен какой-то терминал, куда можно перевести самолеты". По ее мнению, "ситуация будет патовой до тех пор, пока государство окончательно не оформит свою позицию - допускать частный капитал в Шереметьево или нет".

Аэропортовый бизнес весьма доходный. Только официальное ежегодное вознаграждение за управление Шереметьево-1 и Шереметьево-2 составляет около 2 млн. долларов. По прогнозам экспертов, к 2015 году объем авиаперевозок в России увеличится до 35-40 млн. человек. При этом оборот аэропортового бизнеса в РФ вырастет примерно в 2-2,5 раза....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка