Опубликовано: 24.09.2004, 11:29
 

Стюардесс "Аэрофлота" учат борьбе с терроризмом

В свете последних терактов в России вопросы защищенности российских граждан вновь стали сверхактуальными


На состоявшейся недавно в Москве пресс-конференции компании "Аэрофлот - российские авиалинии" заместитель начальника службы авиационной безопасности "Аэрофлота" Азат Зарипов отметил , что принятием продуктивных контрмер против террора озабочены все 17 крупнейших авиакомпаний страны. После терактов на самолетах Ту-134 и Ту-154 в конце августа они провели совместное совещание, на котором обсуждались меры по усилению мер на воздушном транспорте силами самих перевозчиков.

Возможности у российских авиакомпаний для этого есть. Более того, как сказал Зарипов, "Аэрофлот" раньше срока выполнил некоторые важные нормативы в сфере безопасности, заявленные международным авиасообществом. В частности, в компании вот уже два года осуществляется 100-процентная проверка при помощи технических средств багажа и грузов, а также средств полетного инвентаря и бортпитания. Между тем Международная организация гражданской авиации (ИКАО) собирается ввести этот стандарт только с 1 января 2006 года.

На пресс-конференции "Аэрофлот" также признал факт присутствия на рейсах авиакомпании собственного отряда "небесных маршалов". "Правда, - заверил Зарипов, - они безоружны. Мы вообще против нахождения на борту оружия, кто бы ни имел право им пользоваться - будь то члены экипажа, сотрудники служб безопасности или правоохранительные органы. Этому нас учит негативный исторический опыт".

В целях повышения безопасности полетов в компании сейчас разрабатывается так называемая система "профайлинга" - предварительных бесед с вылетающими пассажирами по специальным методикам. Такое собеседование, как считают в "Аэрофлоте", будет более эффективным, чем присутствие в аэропортах линейных отрядов милиции.

Одновременно в службе авиационной безопасности перевозчика намерены более активно привлекать собак для распознавания безоболочных взрывных устройств. Потому что даже совершенные технические средства, по заверению Зарипова, не в состоянии дать 100-процентный положительный результат.

Сегодня ведущий российский авиаперевозчик располагает собственным кинологическим центром. Причем высокий уровень подготовки аэрофлотовских питомцев поверг в изумление сотрудников знаменитой американской кинологической школы К-9. "Они хотели ознакомиться с нашей методикой подготовки собак для работы в аэропортах и даже купить несколько наших питомцев, но мы им любезно отказали в этой просьбе. Наши собаки пригодятся в России", - с гордостью заметил Азат Зарипов.

Другая гордость "Аэрофлота" - установленная в компании единая система информационного пространства. Все экипажи и летный состав снабжены специальными чипами, спрятанными в пропуски, которыми они могут воспользоваться на случай возникновения нештатных ситуаций. В том числе с помощью этого ключика пилоты и бортпроводники в режиме он-лайн могут получать и передавать информацию о нештатных ситуациях на борту.

Доказал свою эффективность и учрежденный в "Аэрофлоте" институт уполномоченных от службы безопасности, аналогов которому нет нигде в мире. Его суть состоит в том, что из числа работников авиакомпании выделяются "наиболее авторитетные, знающие и толковые специалисты, которые искренне преданы своему делу". Сотрудники службы авиационной безопасности обучают их профессиональным навыкам и качествам.

Таких уполномоченных, как сказал Зарипов, "порядка 120 человек в наземных подразделениях авиакомпании" (весь персонал "Аэрофлота" насчитывает 14 тысяч человек), и они представлены "в каждом летном отряде, в каждом отделении бортпроводников, в каждом цеху". К тому же этот институт уполномоченных "Аэрофлот" внедрил во все свои региональные представительства. Отныне в каждом аэропорту страны есть обученный человек, который на месте может грамотно оценить ситуацию.

Тем не менее российские авиакомпании ждут активной помощи от государства. Как сказал Зарипов, необходима "серьезная корректировка в области государственного регулирования, защищенности авиации". И главная цель общих усилий вполне ясна - привести к единым, принятым во всем мире нормам российскую систему авиационной безопасности.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 24 сентября 2004 года | Дайджест публикаций за 24 сентября 2004 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэрофлот - российские авиалинии, Ту-134 (в процессе тестирования)