О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Прилет Ту-334 в Казань задерживается

ОАО "Туполев" и ЗАО "Проект-3000" отменили подписание контракта с ФГУП "КАПО им. Горбунова" на выпуск 100 ближнемагистральных самолетов Ту-334 стоимостью $1,3 млрд, которое должно было состояться в Казани 27 сентября

Как стало известно "Ъ", ОАО "Туполев" и ЗАО "Проект-3000" отменили подписание контракта с ФГУП "КАПО им. Горбунова" на выпуск 100 ближнемагистральных самолетов Ту-334 стоимостью $1,3 млрд, которое должно было состояться в Казани 27 сентября. По мнению экспертов, заключение крупнейшей в российском авиастроении сделки откладывается по причине того, что федеральное правительство РФ никак не может определиться с головным производителем самолета.

КБ "Туполев" (позднее — ОАО "Туполев") приступило к проектированию ближнемагистрального самолета Ту-334 (вместимость до 102 пассажиров, дальность полета 3150 км, крейсерская скорость 820 км/ч) в 1986 году. Ту-334 должен пойти на замену региональных самолетов Ту-134, Як-42, Ан-24, установленный ресурс эксплуатации которых истекает в 2004-2005 годах. К 2010 году потребность в Ту-334 оценивается в 196 машин.

Первая машина Ту-334 была готова шесть лет назад, но лишь в июне этого года ОАО "Туполев" официально получило сертификат типа на ближнемагистральный пассажирский самолет Ту-334-100. Стоимость лайнера в стандартной комплектации - $15 млн (для сравнения: стоимость выпускаемого на КАПО дальнемагистрального пассажирского Ту-214 - более $25 млн).

ЗАО "Проект-3000" учреждено в июне этого года ОАО "Туполев" и чебоксарским ЗАО "Юниинтер-Ш", занимающимся лизингом техники для угольной и нефтяной промышленности. Контрольный пакет ЗАО принадлежит чебоксарской компании, 25% — ОАО "Туполев". Предполагается, что на баланс ЗАО будут передаваться готовые самолеты Ту-334. ЗАО выступит продавцом не самолетов, а летных часов. Под продажей летных часов подразумевается временная передача воздушного судна авиакомпании, при которой ЗАО гарантирует исправность самолета в течение 3 тысяч часов. Ранее подобная схема продаж не использовалась.

В 1999 году головным производителем ближнемагистрального самолета Ту-334 в России федеральное правительство определило ФГУП "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ"" (ранее специализировалась на выпуске истребителей с одноименным названием). Предполагалось, что корпорация начнет собирать ТУ-334 в кооперации с авиазаводами в Таганроге, Ульяновске и Казани, а окончательная сборка пройдет в цехах производственного комплекса в Луховицах (Подмосковье). По словам директора программы по производству Ту-334 Владимира Кравчука, корпорация вложила в проект $43 млн федеральных средств, но их большая часть была направлена по распоряжению прежнего правительства РФ на организацию производства Ту-334 на киевском авиазаводе "Авиант". В августе 2003 года корпорация "МиГ" заключила контракты на поставку Ту-334 стоимостью $129 млн, однако до сих пор среди российских авиапроизводителей не были размещены заказы на изготовление комплектующих. Источник "Ъ" в корпорации "МиГ" объяснил это тем, что продвижению кооперационной программы препятствует "кулуарные игры" ОАО "Туполев".

В свою очередь в ОАО "Туполев" утверждают, что в последние годы РСК "МиГ" почти не участвовала в программе по сертификации и подготовке к серийному производству Ту-334 в России. Президент компании Игорь Шевчук ранее заявлял "Ъ", что в качестве площадки для развертывания серийного производства рассматриваются заводы "Авиастар-СП" в Ульяновске и ФГУП "КАПО им. Горбунова" в Казани. "Финансовое положение предприятия (в Луховицах — Ъ) таково, что рассчитывать на быстрое разворачивание серийного производства Ту-334 на РСК "МиГ" не приходится", — говорил господин Шевчук. Тем самым президент ОАО "Туполев" дал понять, что всерьез рассчитывает на передачу его компании статуса головного производителя Ту-334.

ОАО "Туполев" удалось вплотную подойти к достижению этой цели. 27 сентября в Казани президент ОАО "Туполев" Игорь Шевчук, глава ЗАО "Проект-3000" Сергей Хохлов и гендиректор КАПО Наиль Хайруллин планировали подписать договор на производство 100 самолетов Ту-334 общей стоимостью в $1,3 млрд. Согласно ему, в течение двух лет стороны обязались подготовить производственные мощности, с тем чтобы к январю 2007 года КАПО смог поставить ЗАО "Проект-3000" 12 машин, а начиная с 2008 года казанское авиапредприятие должно изготовлять по 20 Ту-334 в год. Подготавливая это соглашение ОАО "Туполев" сделал серьезную заявку на то, чтобы к 2010 году занять более половины рынка региональных самолетов (с учетом киевского контракта ЗАО с киевским "Авиантом" на 20 машин).

По сведениям "Ъ", этот проект был поддержан президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, который в июле этого года направил правительству РФ письмо с предложением выделить из республиканского бюджета $30 млн на подготовку производства Ту-334 на КАПО.

Однако как стало известно "Ъ", подписание сделки откладывается. Пресс-служба ОАО "Туполев" утверждает, что сроки перенесены по просьбе господина Шаймиева. Пресс-служба президента Татарстана вчера не комментировала эту информацию.

По версии "Ъ", подписание сделки отложено из-за отсутствия постановления правительства РФ о назначении ОАО "Туполев" головной компанией, а КАПО - серийным производителем Ту-334 (ФГУП КАПО не вправе без согласования с собственником приступать к производству Ту-334). По словам источника "Ъ" в ОАО "Туполев", соответствующее постановление действительно не принято, но сделка должна была состоятся с "молчаливого согласия федеральных властей". Тем не менее, вчера днем господин Шаймиев настоял на том, чтобы контракт подписывался не в Казани, а в Москве и в присутствии федеральных чиновников. Очевидно, для властей Татарстана "молчаливое согласие" не является достаточной гарантией для того, чтобы поставить свою подпись под таким документом. Перенос процедуры подписания соглашения в Москву позволит так или иначе получить ясную реакцию правительства России и по мнению татарстанской стороны, ускорит выход необходимого постановления.

В РСК "МиГ" вчера заявили "Ъ", что не участвуют в подготовке правительственного документа и высказали опасения по поводу возможной утраты контроля над проектом Ту-334....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Казань». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка