О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Второй полет "дела "Аэрофлота"

В Савеловском суде Москвы началось повторное рассмотрение скандального "дела "Аэрофлота". Теперь места на скамье подсудимых занимают лишь четыре человека, а не семеро, как было раньше

В Савеловском суде Москвы в понедельник началось повторное рассмотрение скандального "дела "Аэрофлота". Теперь места на скамье подсудимых занимают лишь четыре человека, а не семеро, как было раньше. Да и объем обвинений, предъявленный бывшим топ-менеджерам компании, также сократился вдвое - подсудимым предстоит в основном доказывать свою непричастность к мошенничеству и хищению средств "Аэрофлота". На первом заседании по делу все четверо традиционно заявили о своей невиновности.

Так называемое "дело "Аэрофлота" получило широкую огласку благодаря Борису Березовскому, которого обвинили в причастности к хищению валютной выручки компании. Позже это обвинение с него сняли, а к уголовной ответственности привлекли трех бывших топ-менеджеров "Аэрофлота": Николая Глушкова (первый замгендиректора), Лидию Крыжевскую (главный бухгалтер), Александра Красненкера (коммерческий директор), а также руководителя Финансовой объединенной корпорации (ФОК) Романа Шейнина. По версии обвинения, подсудимые в 1996-1997 годах ввели в заблуждение тогдашнего гендиректора компании Евгения Шапошникова и убедили его "в целесообразности и необходимости концентрации свободных валютных средств авиакомпании на счетах созданной в Швейцарии фирмы "Андава", членом совета директоров которой являлся тот же Глушков, а основным акционером - Березовский.

Всего на счета фирмы в 1996-1997 годах из 77 зарубежных представительств "Аэрофлота" поступило 252,4 млн. долларов. Часть суммы (почти 215 млн. рублей, или 40 млн. долларов по курсу 1997 года), по версии следствия, была похищена при помощи сложной системы взаимных платежей, в которых участвовала ФОК. Позже Глушкову добавили обвинение в попытке побега в 2001 году из столичного Гематологического центра, куда он был переведен из СИЗО "Лефортово" в связи с обострением хронической болезни крови. За пособничество в побеге задержали начальника службы безопасности ОРТ Андрея Лугового, помощника Глушкова Владимира Скоропупова и водителя Игоря Провидухина. Первый судебный процесс длился в Савеловском суде год и восемь месяцев. Его неоднократно прерывали для того, чтобы Глушков мог пройти очередной курс лечения.

В итоге суд отверг основное обвинение и квалифицировал действия Глушкова, Красненкера и Крыжевской лишь как злоупотребление полномочиями, а действия Шейнина - как пособничество в этом преступлении. Глушков и Красненкер были признаны виновными в невозвращении валюты из-за границы. Глушкова, кроме того, признали виновным в побеге из-под стражи, а Скоропупова, Лугового и Провидухина - в пособничестве.

12 марта 2004 года суд вынес приговор, посчитав возможным ограничиться назначением Глушкову "фактически отбытого срока" - три года и три месяца лишения свободы. Красненкер получил два с половиной года лишения свободы, Крыжевская - два, а Шейнин - полтора. Все они были освобождены от отбытия наказания за истечением срока давности и по амнистии. Луговой, Скоропупов и Провидухин были осуждены на год и два месяца лишения свободы каждый. Этот срок они отсидели в СИЗО. Глушков, единственный из подсудимых, к моменту оглашения приговора находившийся под стражей, был освобожден в зале суда. Этот приговор был отменен Мосгорсудом 21 июня. Кассационную жалобу в суд второй инстанции подали Глушков, Красненкер, Скоропупов и Провидухин. Они настаивали на отмене приговора и прекращении дела за отсутствием в их действиях состава преступления. Гособвинение же требовало пересмотра дела, утверждая, что суд неправильно квалифицировал действия подсудимых и назначил им слишком мягкое наказание. Направив дело на новое рассмотрение в Савеловский суд, Мосгорсуд оставил в силе приговор в части признания виновным Глушкова в побеге, а Лугового, Скоропупова и Провидухина - в пособничестве ему.

Таким образом, теперь перед судом предстали только четверо: Николай Глушков, Лидия Крыжевская, Александр Красненкер и Роман Шейнин. Все они находятся под подпиской о невыезде. На новом процессе подсудимым предстоит в основном доказывать свою невиновность в мошенничестве. Совершение этого преступления вменяется всем четверым. Глушкову и Красненкеру, кроме того, инкриминируется также невозврат валютных средств из-за границы. Изложение обвинения заняло во вторник у гособвинителя Сергея Бренчалова не более двух часов. После этого судья Любовь Молчанова выяснила у подсудимых их отношение к инкриминируемым преступлениям. "Я не признаю своей вины", - поднялся Николай Глушков и заявил, что в повторном процессе "прозвучало не то обвинительное заключение". "В нем нет ссылок на определение Мосгорсуда (Мосгорсуд оправдал Глушкова по обвинению в отмывании денег. - ГАЗЕТА)", - пояснил он.

Настала очередь Красненкера. Он заявил, что обвинение ему "непонятно". Председательствующая предложила огласить обвинительное заключение еще раз. Красненкер отказался и, по совету своих адвокатов, сказал, что просто не согласен с ним. В частности, как пояснил Красненкер, это касается обвинения в совершении мошенничества "по предварительному сговору". Как отметил Красненкер, следствие не конкретизировало, "когда, где и с кем" он "договаривался", а при таком "неконкретном обвинении" ему трудно будет защищаться. Крыжевская и Шейнин просто кратко сообщили, что не считают себя виновными. 29 сентября суд приступит к допросу свидетелей; планируется одним из первых заслушать ключевого свидетеля - маршала Евгения Шапошникова. По мнению участников процесса, повторное рассмотрение дела может занять около полугода. Сами подсудимые, как и прежде, не стремятся общаться с прессой, а некоторые из них (как, например, Александр Красненкер) даже запретили своим адвокатам комментировать процесс. Что касается главного обвиняемого, то, по словам его адвоката Андрея Боровкова, Николай Глушков "верит в лучшее, но готовится к худшему"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка