О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ожившая мечта

Самый большой в мире самолет Ан-225 "Мрия", созданный учеными, конструкторами и авиастроителями Советского Союза, сегодня продолжает служить людям

Самый большой в мире самолет Ан-225 "Мрия" (по-украински - "Мечта"), созданный учеными, конструкторами и авиастроителями Советского Союза, сегодня продолжает служить людям. Первым, кто поднял его в небо, был Герой Украины (и, между прочим, "Труда") Александр Васильевич Галуненко, с которым мы встретились.

В свое время суперлайнер "Мрия" создавался для транспортировки на космодром Байконур космических кораблей многоразового использования "Буран" и системных блоков "Энергия", для доставки к месту назначения крупногабаритных, сверхтяжелых грузов. Существовала и другая, почти фантастическая цель - самолет планировалось применять в качестве воздушной стартовой платформы для запуска космического челнока по программе "МАКС".

Исходя из таких грандиозных задач, ученые и конструкторы Киевского авиационного научно-технического комплекса имени О. Антонова создали машину, которая и сегодня поражает своими размерами и техническими возможностями. "Мрия" недавно вернулась с многодневных полетов в свою родную гавань - аэропорт "Гостомель". Здесь и состоялась наша встреча...

Заслуженный летчик-испытатель СССР Александр Галуненко приглашает нас к трапу, по которому мы поднимаемся в кабину единственного в мире суперлайнера. Она находится на уровне третьего этажа, не меньше: ведь высота самолета почти 20 метров. А кабина буквально нашпигована приборами. Александр Васильевич напоминает другие характеристики машины: длина - более 85 метров, размах крыльев - почти 88 с половиной метров ("не каждый аэропорт способен принять с такими габаритами"), взлетная масса - 640 тонн, в том числе 250 тонн груза, крейсерская скорость - до 850 километров, дальность полета с нагрузкой 200 тонн внутри фюзеляжа - 4500 километров.

Со дня первого испытательного полета прошло 16 лет. Для самолета это большая жизнь. Не сказать, что у "Мрии" она была счастливой. Нет, у летчиков и специалистов недоверия машина не вызывала. Более того, на практике проявила свои уникальные способности. Она впервые в мире подняла в воздух на внешней подвеске 65-тонный "Буран", доставив его из Байконура в Киев, а затем в Москву. Экспонировалась на авиакосмическом салоне "Ле Бурже", вызывая восхищение зрителей и специалистов. Совершила несколько трансатлантических полетов в США. Американцам трудно было поверить, что крупнейший из всех когда-либо созданных самолетов принадлежит не компании "Боинг". На "Мрии" в одном лишь полете А. Галуненко установил более сотни мировых рекордов. И за это был внесен в Книгу Гиннесса.

Но судьба "Мрии" все же не сложилась - и она оказалась никому не нужной, как и "Буран". В связи со свертыванием дорогостоящей космической программы "Энергия - Буран" и закрытием финансирования Ан-225 не удалось выполнить всего нескольких полетов для завершения сертификации самолета. И этот уникальный лайнер простоял на приколе целых семь лет!

Может быть, "Мрия" и повторила бы судьбу "Бурана", став мертвым экспонатом, иллюстрирующим достижения "Союза нерушимого", если бы руководство АНТК имени О. Антонова и запорожского моторостроительного предприятия "Мотор Сич" не объединили свои материальные возможности для модернизации Ан-225 и окончания его сертификационных испытаний.

- Был еще один момент, - рассказывает Александр Васильевич, - который заставил нас ускорить взлет законсервированной "Мрии". В ходе эксплуатации большого парка самолетов Ан-124 "Руслан" российскими компаниями "Волга-Днепр" и "Полет", а также киевской "АДБ" (Антонов дизайн бюро) выяснилось, что в мире есть много моногрузов - турбин, трансформаторов и генераторов, которые не может перевезти даже "Руслан", способный поднять 120 тонн. Почему бы не приспособить "Мрию", создававшуюся под программу "Макс" ("Энергия-Буран"), для коммерческих перевозок сверхтяжелых, крупногабаритных грузов?

Так антоновскому КБ удалось вдохнуть вторую жизнь в "Мрию", полностью обновив авионику и усилив конструкции ее фюзеляжа, что позволило перевозить грузы в 250 тонн. И в первый полет после многолетнего простоя Ан-225 вновь было доверено поднимать Александру Галуненко.

В последнее время интеграция между Украиной и Россией в области самолетостроения заметно активизировалась. И все же, по мнению Галуненко, она находится еще не на том уровне, который нужен. Каждый старается тянуть одеяло на себя.

- Вы посмотрите, - возбужденно говорит летчик, - в создании "Боингов" участвует больше десятка стран. Его только собирают в Соединенных Штатах. А мы все пытаемся делать в одиночку. Более того, можем и подножку друг другу поставить. Пример тому - самолет Ан-70. На Западе такая машина еще в чертежах, а у нас летает уже не один год. Мы давно могли бы совместно производить ее и продавать к взаимной выгоде. Ведь по большому счету Ан-70 больше российская, чем украинская машина, - 70 процентов деталей производится вашими заводами. Самолет сделал уже 500 испытательных полетов, а российские военные чиновники вдруг заявляют, что летать на нем небезопасно. Я как летчик-испытатель со стажем могу ответственно заявить: такое мнение было явно предвзятым. К счастью, недопонимание с российскими военными недавно устранено - после посещения АНТК главкомом ВВС Владимиром Михайловым.

Принято решение, в развитие договоренностей президентов и правительств наших стран, продолжить совместные испытания Ан-70 и приступить к выпуску установочной партии этих самолетов в количестве 10 штук. Прекрасное решение! Но время, к сожалению, упущено…

То же время доказало, что у "Мрии" есть будущее. Сегодня на услуги самолета-гиганта претендуют несколько заказчиков, и уже никто не может сказать, что он нерентабельный. Кстати, в цехах АНТК имени О. Антонова есть немало узлов и деталей для второго экземпляра суперсамолета. Может, стоит нашим двум странам взяться за его совместное изготовление и эксплуатацию?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка