Опубликовано: 28.09.2004, 13:45
 

Что ожидает РСК "МиГ"

По прогнозам экспертов, возможно либо акционирование, либо слияние с "Сухим"


Как предсказывала Страна.Ru, в отношении руководителя Российской самолетостроительной корпорации "МиГ" Валерия Торянина, подвергшегося обструкции на недавнем заседании комиссии по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами при президенте РФ, приняты меры - он уволен. На его место распоряжением правительства назначен президент авиастроительной корпорации "Иркут" Алексей Федоров. Именно он становится еще одним руководителем, на долю которого выпадает необходимость вывода компании из того кризиса, в котором она пребывает на протяжении нескольких последних лет. Но считается, что он приходит в "МиГ" для решения других вопросов.

Алексей Федоров принимает компанию в весьма плачевном состоянии. Страна.Ru выделяет несколько аспектов.

Во-первых, в РСК очень тяжелое положение с кадрами. Молодые специалисты на производство с относительно низкими окладами и туманными служебными перспективами (и такая ситуация в корпорации скаладывается на протяжении последнего десятилетия), не идут. А ветеранов-профессионалов, создававших гордость России, которой без сомнения являются боевые самолеты марки "МиГ", остались единицы.

Еще одна серьезнейшая проблема РСК "МиГ" сегодня (Страна.Ru об этом также писала) - подпорченное реноме компании на мировых рынках. В этом же ряду стоят и трудности, в том числе и финансовые, при выполнении некоторых контрактов, заметим, часто и после оговоренных в договорах сроков. Не спасают ситуацию и маркетинговые ходы, такие как презентация продукции РСК дипломатам и военным атташе сначала стран Латинской Америки, а на прошлой неделе - Африки и Ближнего Востока. Похоже, не совсем оправдали себя и надежды прежнего руководства корпорации на свертывание рекламно-выставочной деятельности, выраженные слоганом ""МиГ" в рекламе не нуждается".

Новый генеральный директор Алексей Федоров, хотя и знакомый с ВТС (возглавляемая им корпорация "Иркут" поставляла боевые самолеты Су-30МКИ в Индию), вряд ли сможет в ближайшее время исправить положение дел. При этом в компании остаются большие производственные проблемы, связанные с диверсификацией производства, причем не только военной, но и гражданской продукции. Чего стоит тлеющий конфликт с самолетом Ту-334: сейчас головным предприятием (вкупе с крохами государственного финансирования) в этой программе стал не "МиГ", а Казанское авиационно-производственое объединение имени Горбунова.

Дальнейшие перспективы РСК "МиГ" могут развиваться по двум вариантам. Первый заключается в том, что корпорация, в настоящее время являющаяся федеральным государственным унитарным предприятием, может быть акционирована. Эту версию частично подтверждает назначение на пост гендиректора компании Алексея Федорова, сумевшего в середине 1990-х годов создать на базе некогда государственного Иркутского авиационно-промышленного производственного объединения частную самолетостроительную корпорацию "Иркут", да еще с иностранным капиталом. Ему же решать и проблему долга РСК государству, который превышает сумму в 700 миллионов долларов и перспектив погашения которого пока не видно. Однако такие перспективы появляются с возможностью продажи принадлежащей РСК недвижимости, а также 63 гектаров земли в треугольнике "Динамо-Ходынка-Полежаевская-Беговая".

Между тем серьезные вопросы вызывает и ситуация с предоставлением РСК "МиГ" права самостоятельной поставки за рубеж вооружения и военной техники, которым она в статусе ФГУПа пока еще обладает. А процесс акционирования с последующей приватизацией может ударить по всем экспортным обязательствам компании, что поставит крест на ее деловой репутации в глазах иностранных партнеров. А так как гарантом исполнения контрактных обязательств остается государство, то и отвечать - выплачивать, к примеру, многомиллионные штрафы, - придется ему.

Второй же вариант, актуальность которого возрастает с необходимостью принятия окончательного решения по созданию единой авиастроительной компании в России, не менее радикален. Официальные лица, курирующие российский ОПК, уже неоднократно говорили, что две крупные и мощные, но разноплановые авиафирмы (подразумеваются "МиГ" и "Сухой"), государство не потянет. А это означает, что у одной из них будет взято все самое лучшее (в том числе и не падающая в цене недвижимость престижных московских районов) и передано другой, на базе которой и будет создана одна авиастроительная компания. И пока, судя по всему, в роли отдающей фирмы окажется именно "МиГ".

 

Дайджест прессы за 28 сентября 2004 года | Дайджест публикаций за 28 сентября 2004 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Страна.Ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ту-334, Научно-производственная корпорация "Иркут", Су-30МКИ, Восток Техникал Сервис, Федоров Алексей, Самолетостроение (в процессе тестирования)