Опубликовано: 28.09.2004, 23:33
 

Что в каждом пропеллере слышим

Угроза распыления сил российского и украинского авиапрома становится реальной


В списке стран - участниц главного выставочного мероприятия украинских авиастроителей салона "Авиасвит-ХХI" первой гостьей значилась Россия. Это понятно - практически все отечественные самолеты мы строили вместе. И сегодня вряд ли сможем работать иначе. Но, увы, солидных российских стендов на нынешнем "Авиасвите" не было вообще! В углу одиноко притулился маленький павильончик авиазавода из Улан-Удэ. На киоск по продаже телефонных карточек был похож скромный стенд ростовского ОАО "Роствертол". Вот все, что выставили россияне.

Не приехала официальная делегация. Не удостоили посещением господа из российского посольства. Как зло шутили в кулуарах выставки, о газе и нефти здесь речи не шло, а другие темы команде посла Черномырдина мало интересны. Никто не понимал, почему их нет, ведь на последних встречах В. Путин и Л. Кучма заявляли, что совместные программы в области наукоемкого машиностроения и высоких технологий должны стать приоритетом российско-украинских экономических отношений.

Прочувствовав расклад, отменил свое посещение "Авиасвита" украинский премьер, основной кандидат в президенты Виктор Янукович. Он отправился в Керчь открывать троллейбусную линию. Наверное, троллейбусы в предвыборную жару важней каких-то самолетов. Алексей Леонов, Александр Волков и Виталий Жолобов приехали в Киев по своим делам. На выставку эти знаменитые советские космонавты попали почти случайно, а по сути стали единственными официальными представителями братской Москвы.

- Посмотрите на экспозиции, наши производства и так представляют друг друга! - попытался спасти ситуацию Леонов. Первопроходец космоса в общем-то прав. Новенькие региональные Ан-140 начали совместно делать Харьков и Самара. Еще один новый региональный реактивный лайнер Ан-148 будет серийно производиться в Воронеже, Харькове и Киеве. Оба самолета получают двигатели из Запорожья. Таких примеров много.

Все это так, хотя невольное ощущение тревоги пробивалось в каждом разговоре о будущих совместных разработках. Главный вывод киевского "Авиасвита-ХХI" - нет механизма, на государственном уровне объединяющего российских и украинских авиастроителей. Зато все реальнее становится угроза распыления сил стратегической отрасли.

После нью-йоркской трагедии 11 сентября, когда объемы мировых авиаперевозок упали, на рынок хлынуло огромное количество подержанной западной авиатехники.

За последние десять лет в России и Украине велись работы сразу по четырнадцати приблизительно аналогичным региональным гражданским самолетам. Затраты зашкалили за восемь миллиардов долларов. Процесс продолжается до сих пор. И не один из этих самолетов не доведен до стадии серийного производства. Ситуация между глупостью и преступлением. Например, уже есть две реальные конструкции ближнемагистральных пассажирских лайнеров. Летающие, готовые пойти в серию. Однако с подачи вездесущего "Боинга" начали заниматься еще одной машиной точно такого же типа. Есть прекрасные отечественные движки для таких самолетов. Но с французами разрабатывают новый. Дело идет к тому, что в конечном итоге бессмысленная внутрироссийская конкуренция погубит перспективные образцы.

Со стороны процесс кажется особенно тягостным. Хотя всем понятно, что единственная возможность прорваться - массовый выпуск качественных и недорогих моделей. Тем более что судьба российской авиационной промышленности - это еще и жизнь крылатых заводов Киева, Харькова, Запорожья. Здесь готовы всеми силами отстаивать путинскую идею Авиастроительного консорциума России, Украины и стран СНГ. Могучий авиационный кулак, который определит единый путь развития всех типов и классов отечественных гражданских самолетов. Не важно, чьи машины, русские или украинские. Все равно делать будем в кооперации.

Только это очень не нравится лоббистам западных компаний и тем, кто крутит собственный бизнес на нынешнем российском авиационном раздрае. Как иначе объяснить демонстративное игнорирование "Авиасвита-ХХI"?

Зато волна за волной шли по стендам китайцы. Смотрели, снимали, подписывали контракты.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 28 сентября 2004 года | Дайджест публикаций за 28 сентября 2004 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Трибуна». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Роствертол, Ан-148, Ан-140, Самолетостроение, Выставки и конференции (в процессе тестирования)