Газета
29 сентября 2004, 10:01
Удар ниже бака
Небывалый рост цен на нефть может стать фатальным для рынка авиаперевозок. По прогнозам IATA, в этом году убытки авиакомпаний во всем мире составят 3-4 млрд. долларов
Топливная надбавка
Рост стоимости "черного золота" ведет к неизбежному повышению цен на авиатопливо. Два месяца назад Международная ассоциация воздушного транспорта прогнозировала, что авиакомпании могут выйти на уровень безубыточности в этом году либо завершить год небольшой прибылью. Но прогнозы не оправдываются. Сегодня в IATA считают, что на закупку авиакеросина в этом году авиаперевозчикам придется потратить на 10 млрд. долларов больше, чем обычно. Увеличение издержек по основной статье затрат авикомпаний сделает их деятельность нерентабельной. А убытки авиаотрасли по итогам этого года составят 3-4 млрд. долларов, говорит гендиректор ассоциации Джованни Бизиньяни.
Единственный способ выжить - повышать цены на билеты. И зарубежные перевозчики делают это не стесняясь. Так, с 1 сентября Lufthansa отменила комиссионное вознаграждение для своих билетных агентств и одновременно ввела новые сборы - 30 евро с каждого билета на рейсах как внутри Германии, так и по Евросоюзу в целом. На дальних маршрутах сбор увеличился до 45 евро. На эту же сумму выросли и цены на билеты. В России и других странах СНГ Lufthansa ввела "топливную надбавку", которая увеличила стоимость билетов на 4-18 долларов в зависимости от направления. С 11 августа авиакомпания British Airways увеличила "топливную надбавку" с 4 до 10 долларов. Еще раньше, в мае, Air France, KLM, Spanair увеличили стоимость билетов на 4 евро. Австралийская авиакомпания Qantas - на 4-10 долларов. Наиболее существенное повышение у компании Swiss: стоимость билетов возросла на 3%.
На грани банкротства
Несмотря на попытку компенсировать за счет пассажиров скачки цен на авиакеросин, некоторые зарубежные авиакомпании остаются на грани банкротства, в частности третья по величине американская авиакомпания Delta. Сейчас ее долги превышают 2 млрд. долларов. В похожей ситуации находится US Airways. На грани банкротства стоит и итальянская Alitalia, убытки которой только в первом квартале составили 300 млн. евро. А общий долг компании вырос до 1,6 млрд. евро. Для этих перевозчиков рост цен на авиакеросин стал последней каплей после атак террористов на здания в Нью-Йорке, вспышки атипичной пневмонии в Юго-Восточной Азии и войны в Ираке.
Между тем российские авиакомпании обеспокоены ростом цен на авиатопливо не меньше своих зарубежных коллег. Но резко повышать цены на билеты они не могут. Причина - августовские теракты, когда в результате взрывов Ту-154 и Ту-134 погибло 90 человек. Пассажиропоток в России упал на 5-7% и до сих пор не восстановился, а убытки перевозчиков из-за этого уже составили более 10 млн. долларов. Повышение же цен приведет лишь к большему оттоку клиентов. "Конечно, говорить о серьезных убытках пока не стоит, но, учитывая, что доля ГСМ (горюче-смазочные материалы. - ГАЗЕТА) в UTair составляет 32-40%, планируемые финансовые показатели будут скорректированы, - говорит пресс-секретарь авиакомпании UTair Игорь Блинов. - В последнее время цены на билеты не повышали, но что будет дальше, сказать сложно". Схожая ситуация в авиакомпании "Сибирь", но, как рассказал ГАЗЕТЕ пресс-секретарь авиакомпании Илья Новохатский, "вопрос о повышении тарифов сейчас находится в стадии обсуждения".
Билеты подорожают на 15%
Несмотря на осторожные заявления самих перевозчиков, аналитики утверждают, что планомерное повышение цен происходит ежемесячно. В среднем наши авиакомпании прибавляют к цене тарифа 1-2% в месяц. "А учитывая, что запасы топлива, закупленного перевозчиками по старой цене уже подошли к концу, компенсируя рост цен на авиатопливо, им придется повысить цены на билеты до конца года на 15%", - считает начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова. В этом случае, например, перелет из Москвы в Красноярск и обратно подорожает более чем на 2 тысяч рублей.
"С начала марта по сентябрь цена на авиакеросин в России увеличилась на 42%. Сейчас при отгрузке с заводов авиатопливо стоит около 400 долларов (еще в начале года - 250 долларов). Но к этому надо прибавлять транспортные расходы - 10-20 долларов - и стоимость услуг топливно-заправочных комплексов в самих аэропортах - от 50 до 80 долларов", - говорит гендиректор "Аэрофьюэлз Групп" Владимир Спиридонов. По его словам, Россия не намного отстала от Америки, где авиакеросин сейчас стоит 550 долларов, и Европы, где его стоимость составляет 500 долларов за тонну, причем тенденция роста цен на авиатопливо как в России, так и во всем мире сохранится до конца года. "Ежемесячно поставщики повышают стоимость тонны на 20-30 долларов, так что к концу года цена тонны авиакеросина, возможно, поднимется до 550-600 долларов", - резюмирует Спиридонов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 19, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки на направлениях Москва - Уфа и Москва - Челябинск
Апрель 18, 2024
Комплекс испытаний SJ-100 в СибНИА выполнен на 30-40 %
Апрель 19, 2024
В Тайване заявили, что ракета случайно упала с самолета ВВС во время учебного полета
Апрель 19, 2024
Польская авиакомпания LOT отменила ближайшие рейсы в Тель-Авив и Бейрут