О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Уфимские моторостроители готовят "почву" для решения

В Уфе завершилось заочное голосование в рамках внеочередного собрания акционеров, проводимого в УМПО. Акционеры обсудили передачу оперативного управления предприятием ООО "Управляющая компания "УМПО-Сатурн"

Вчера в Уфе завершилось заочное голосование в рамках внеочередного собрания акционеров, проводимого в ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (УМПО). Акционеры рассмотрели новые редакции устава и обсудили передачу оперативного управления предприятием ООО "Управляющая компания "УМПО-Сатурн". По мнению экспертов, в случае передачи управления предприятием произойдет серьезное перераспределение "центров тяжести" в отечественном авиапроме.

ОАО "УМПО", одно из крупнейших российских производителей авиадвигателей, было создано в 1993 году в итоге приватизации бывшего гособъединения. Объем его продаж за первое полугодие 2004 года составил 4,6 млрд рублей. Крупнейшими акционерами УМПО являются Минимущество Башкирии (25%), располагающее бессрочной "золотой акцией", ОАО "Уфимский машиностроительный завод" (10,25%), еще два пакета — 33,67% и 12,33% — числятся за московскими ЗАО "Депозитарно-Клиринговая компания" и ОАО "Объединенные финансы". Функции единоличного исполнительного органа на предприятии исполняет Валерий Лесунов, возглавляющий УМПО с 1998 года, председатель совета директоров предприятия — министр экономического развития и промышленности Башкирии Валентин Власов.

Как сообщили "Ъ" в компании-регистраторе "ВУрСиб", итоги голосования на собрании акционеров будут подведены "в течение нескольких ближайших дней". Однако, по прогнозам экспертов, оба пункта повестки собрания, скорее всего, получат одобрение акционеров. Ход собрания на УМПО комментировать отказались, однако признали, что перспективы возможной интеграции УМПО и других участников этого рынка давно обсуждаются. В первую очередь речь идет о взаимоотношениях УМПО с ОАО "Сатурн" и ФГУП "Салют" — предприятиями, которые с советских времен связывает с УМПО работа над двигателями для истребителей "Су". Эти предприятия, связанные друг с другом в прежние времена как поставщики различных узлов для своей продукции, после реформ 90-х годов стали прямыми конкурентами, которым до сих пор удавалось деликатно делить между собой рынок: в частности, в области экспортных поставок УМПО контролирует рынок Индии, а "Салют" — Китая.

В последние годы российское правительство прилагает большие усилия для объединения производителей в крупные самолетостроительные холдинги или некий единый холдинг. В связи с этим довольно целенаправленно велась и проработка возможной интеграции УМПО с другими предприятиями отрасли. Само УМПО при этом явно не спешило расставаться с самостоятельностью, стремясь подчеркнуть свою заинтересованность то в одном, то в другом партнере-конкуренте. Так, еще в апреле 2001 года руководство ОКБ "Люлька-Сатурн", "Рыбинских моторов" и УМПО объявило о своем предстоящем слиянии в единое ОАО "Сатурн". Первые двое из них действительно позже объединились, однако руководство УМПО предпочло более "мягкие" формы сотрудничества. В конце 90-х годов на паритетных началах с "Сатурном" им был учрежден концерн "УМПО-Сатурн", а позже "на троих" (УМПО, ОКБ "Люлька-Сатурн" и созданного на базе "Рыбинских моторов" НПО "Сатурн" — Ъ) учредили еще одну совместную структуру — "Русь-Инжиниринг".

Не менее важным в Уфе сочли и сотрудничество с московским "Салютом", который сегодня выпускает, как и УМПО, двигатели АЛ-31Ф. С целью исключить дублирование работ по модернизации авиадвигателей и снижения себестоимости уже выпускаемой продукции в апреле 2003 года УМПО на паритетных началах с "Салютом" создало корпорацию "Газотурбинные двигатели". В действующий состав совета директоров УМПО соответственно был введен бывший заместитель гендиректора "Салюта", ныне директор "Газотурбинных двигателей" Владимир Брылев.

В самое последнее же время, по данным "Ъ", вновь активизировался тянущийся уже около четырех лет переговорный процесс между УМПО и "Сатурном". Катализатором к этому послужило, вероятнее всего, получение летом 2004 года "Сатурном" статуса головного разработчика двигателя для российских истребителей нового поколения АЛ-41Ф. Эта работа на "Сатурне" сейчас идет полным ходом, и УМПО рассчитывает играть в процессе выпуска этих авиадвигателей пятого поколения не последнюю роль.

Впрочем, на УМПО вчера уклонились связать появление в повестке дня собрания акционеров предприятия вопроса об управляющей компании "УМПО-Сатурн" с новым статусом "Сатурна". Директор стратегического развития УМПО Павел Кривной уточнил, что речь идет не о созданном в 90-х годах концерне, а об одноименной, но совершенно новой управляющей компании, которая на данный момент еще лишь планируется к созданию. Он не стал комментировать суть взаимоотношений УМПО с "Сатурном" и "Салютом", однако подчеркнул, что само по себе вынесение на собрание вопроса об управляющей компании "еще не означает включения УМПО в состав какого-либо холдинга или слияния с кем-либо". По словам господина Кривного, собрание лишь готовит почву для возможных дальнейших решений. До сего момента устав и прочие внутренние документы предприятия не предполагали возможности передачи функций единоличного исполнительного органа предприятия управляющей компании. "Теперь такое положение в них должно быть внесено, а устав предприятия призван стать более универсальным и гибким", — пояснил Павел Кривной.

По данным источника "Ъ" в руководстве УМПО, возможность создания управляющей компании в Уфе рассматривают пока осторожно, лишь как "один из вариантов" дальнейшего развития предприятия — переговорный процесс не завершен, и констатировать его итоги, по мнению источника, пока преждевременно. Вместе с тем в Уфе склоняются к интеграции: как заявил "Ъ" господин Кривной, "конкуренция для отрасли губительна". Если же такая интеграция действительно состоится, это будет означать, по мнению местных экспертов, как минимум серьезное перераспределение "центров тяжести" в отрасли - альянс таких производителей, как УМПО и бывшие "Рыбинские моторы" с потенциалом, помноженным на возможности конструкторов "Люлька-Сатурн", может заставить пересмотреть свои позиции других участников рынка, а возможно, и стать прологом создания единой отечественной двигателестроительной компании....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Казань». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка