О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Создание концерна "Антонов" на Украине началось с конфликта

В самолетостроении Украины разгорелись споры в связи с предлагаемой концепцией создания концерна "Антонов" на базе АНТК им. Антонова, КиГАЗ "Авиант" и ХГАПП

В самолетостроении Украины разгорелись споры в связи с предлагаемой концепцией создания концерна "Антонов" на базе АНТК им. Антонова, Киевского государственного авиазавода (КиГАЗ) "Авиант" и Харьковского государственного авиационного производственного объединения (ХГАПП).

Руководство Минпромполитики и ХГАПП, с одной стороны, и киевские самолетостроители, с другой, по-разному оценивают перспективы объединения. В последний раз к идее интеграции в авиастроении возвращались в конце 2000 г. на совещании в государственном комитете промышленной политики. Тогда решили создать корпорацию "Антонов" в составе АНТК, КиГАЗ, ХГАПП и Украинского НИИ авиационной технологии. Работу хотели завершить в первом квартале 2001 г., но предприятия не были готовы к объединению по экономическим причинам.

В феврале 2002 г. правительство одобрило концепцию структурной перестройки ОПК, предусматривающую и создание вертикально интегрированных структур в авиастроении. В подготовке документа активную роль играла госкомиссия по вопросам оборонно-промышленного комплекса во главе с председателем Владимиром Горбулиным. Назначенный в мае того же года на пост министра промышленной политики гендиректор ХГАПП Анатолий Мялица имел свое видение интеграции в авиапроме.

В октябре именно он возглавил созданную правительством межведомственную рабочую группу, которая должна была за полгода подготовить "предложения и проекты правительственных актов относительно целевых программ образования интегрированных научно-производственных структур по разработке и производству авиационной техники". Группа не расформирована и, по словам ее участников, наработала ряд предложений, но до их реализации дело так и не дошло.

В марте этого года при новом министре Александре Неустроеве правительство принимает государственную программу реформирования и развития ОПК на период до 2010 г., которая предусматривает определение в 2004-2005 гг. возможных форм и путей объединения в авиастроении и в других отраслях. А.Неустроев обещал до конца года подготовить предложения по реформе, в частности, в авиапроме. 15 сентября он сообщил о планах создания концерна "Антонов" в составе трех предприятий.

Открыто свое несогласие с намеченными преобразованиями в отрасли высказал генконструктор АНТК Петр Балабуев на пресс-конференции 17 сентября по случаю открытия авиасалона "Авиасвит-XXI". Он заявил о "кующейся за спиной" АНТК и КиГАЗ "Авиант" вице-премьером Андреем Клюевым и министром промышленной политики с участием гендиректора ХГАПП реконструкции отрасли. "Если завершится задумка, то это приведет к развалу отрасли: нельзя административно объединять предприятия", - сказал он.

А.Неустроев в ответ сообщил, что готовящееся постановление правительства "будет опираться на мнение всех специалистов отрасли" и предусматривает подготовку устава концерна в течение двух месяцев. По его словам, украинскому авиапрому для конкурентоспособности необходима концентрация, но никак не улучшение работы на каждом предприятии в отдельности, как это предлагают некоторые авиастроители.

В ходе выставки стороны детализировали свои позиции. По словам А.Неустроева, если АНТК им. Антонова и ХГАПП за эти годы достигли своих целей, то "авиастроительная отрасль - однозначно нет". Он считает, что для максимального захвата рынка региональных самолетов в мире, оцениваемого в 600 ед., необходима организационная форма на государственном уровне. "Нужно знать, какой портфель заказов максимально эффективен, сколько самолетов, каких, где и в какой кооперации производить", - сказал он. "Нам нужно искать варианты, где на одну вложенную гривну будет максимальная отдача", - добавил министр.

Ставку, по его мнению, нужно делать на машины Ан-140, Ан-74ТК-300 и Ан-148, но это не означает, что остальные проекты будут сворачиваться.

Генеральный директор ХГАПП Павел Науменко отметил, что "однозначно поддерживает создание концерна", который считает "рыночной формой экономики". Он подчеркнул, что в нынешних условиях рынок требует "держать все в одном кулаке: от идеи и разработки до выпуска, сопровождения и утилизации".

Генеральный директор "Авианта" Олег Шевченко ограничился замечанием, что предприятия должны пройти аудит, который и покажет их готовность объединяться.

П.Балабуев заявил, что он противник предложенной схемы. Концерн предполагает жесткую структуру, централизацию финансовых потоков и создание надстройки в виде правления, которое, по его мнению, будет оторвано от трудовых коллективов. При этом участники концерна не смогут самостоятельно управлять своими финансовыми ресурсами. "АНТК - это мозг, а ученым нужна свобода, их нельзя загонять в жесткие рамки", - отметил он.

Генконструктор уверен, что на данном этапе ХГАПП и КиГАЗ должны сами улучшить свое экономическое положение. В настоящее время зарплаты на АНТК выше, чем на этих предприятиях. "Объединение приведет ко всеобщему обнищанию", - сказал генконструктор.

Он категорически против ликвидации компании "Авиалинии Антонова" как подразделения АНТК. По его словам, финансирование деятельности комплекса почти на 70% обеспечивается за счет доходов этого авиапредприятия.

По словам П.Балабуева, в вопросе создания концерна "нет ничего, кроме эмоций", даже технико-экономического обоснования.

Против объединения выступили и коллективы АНТК и "Авианта". 21 сентября профкомы предприятий от имени 12 тыс. работников обратились с открытым письмом к А.Неустроеву, в котором, в частности, обратили внимание, что направленные в правительство предложения по интеграции в отрасли идут вразрез с поручением премьера Виктора Януковича от 10 июня 2004 г. провести комплексный аудит АНТК, "Авианта" и ХГАПП для определения степени их готовности к интеграции.

Как заверили корр. АРМС-ТАСС информированные источники, до выборов никаких решений по созданию концерна не будет, "так как скандалы никому не нужны". Сомневаются специалисты и в том, что эта идея реализуется и после выборов....
Авторские права на данный материал принадлежат «АРМС-ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка