О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полет из века в век

В этом году по-особому широко и масштабно отмечался День ВВС. В Монино проводилась выставка "Летающие легенды", в Жуковском проходил Международный фестиваль пилотажных групп

В этом году по-особому широко и масштабно отмечался День Военно-воздушных сил. Помимо традиционных праздничных мероприятий, проходивших 12 августа во всех частях и соединениях ВВС, в течение трех последующих дней в подмосковном Монино впервые проводилась военно-историческая выставка самолетов времен Второй мировой войны - "Летающие легенды". В те же дни в городе Жуковском проходил Международный фестиваль пилотажных групп. "Русские витязи" и "Стрижи" продемонстрировали ювелирное исполнение уникальной фигуры высшего пилотажа "девятка", повторить которую не может ни одна другая команда асов в мире. Несмотря на проливные дожди, все это наблюдали в Монино и Жуковском не менее 200 тысяч москвичей и гостей столицы. А на Поклонной горе в Москве был поставлен на вечную стоянку один из пяти сохранившихся в России бомбардировщиков Ил-4.

Раритетам - почтение, новичкам - восхищение

Гул поршневых авиационных двигателей сходен с ревом мощных тракторов, вспахивающих целину. Именно такое ощущение возникло у меня, когда над военным аэродромом Чкаловский появилась группа из четырех самолетов времен Второй мировой войны. Американский бомбардировщик Б-25 "Митчелл" (в годы Великой Отечественной они по ленд-лизу поставлялись в СССР), учебно-тренировочные самолеты АТ-6"Тексан" и Т-28 "Троян" (США), истребитель Як-11 (у нас в стране его начали производить сразу после войны) стали первой группой летающих раритетов, прибывших на авиашоу. Позже их число возросло, хотя и выяснилось, что добраться до Чкаловского удалось далеко не всем приглашенным. Вылетевший из Германии самолет Як-3 был вынужден вернуться обратно из-за проблем с двигателем. По разным причинам, в основном техническим, не прилетели еще несколько действующих раритетов. К сожалению, авиатехника середины прошлого века, даже очень старательно восстановленная, "имеет право" на отказы.

Как заявил заместитель председателя оргкомитета выставки Владимир Бер, прилет раритетов долгое время был вообще под большим вопросом. Ретросамолеты в мире буквально на вес золота. Их восстановление, содержание и эксплуатация обходятся очень дорого. Владельцы реликвий до последнего момента колебались. Ведь нужно проявить волю и мужество, чтобы решиться преодолеть тысячи километров на самолетах, не предназначенных для полетов на столь дальние дистанции. Крейсерская скорость некоторых машин составляет всего 120-160 км/ ч, а эшелон пилотирования - 500-1500 м. Для дозаправки топливом некоторым типам самолетов пришлось совершить до пяти посадок.

Несмотря на то, что все машины поддерживаются в хорошем техническом состоянии и имеют современное навигационное оборудование, летать они могут только в светлое время суток.

Поэтому перелету раритетов помогали российские летчики из авиации сопровождения -вертолет-лидировщик Ми-8 и самолет-ретранслятор Ан-26РТ, обеспечивавший устойчивую радиосвязь.

12 августа 18 раритетных самолетов времен Второй мировой войны стояли в почетном строю на взлетно-посадочной полосе бывшего фронтового аэродрома. Гостями в Монино были также российские действующие раритеты По-2, Ла-5ФН и Ш-2, а также послевоенный самолет Як-12.

Авиацию бывшего противника представляли реплики (заново построенные): пикирующий бомбардировщик "Юнкерс-87", доставленный из Украины, и стилизованный "Мессершмит-109", поступивший из российского города Иваново.

Вместе с действующими моделями боевых машин были представлены также экспонаты Центрального музея ВВС: истребитель Ла-5ФН, на котором летал трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб, пикирующие бомбардировщики Ту-2 и Пе-2, легендарный истребитель И-15бис. Всего - более 80 образцов авиатехники.

Конечно, коллекция представляла далеко не все самолеты, которые были произведены в СССР в годы войны. Как с сожалением отметил главком ВВС России генерал армии Владимир Михайлов, некоторые модели периода Великой Отечественной войны в России утрачены: "Это связано с тем, что в стране было неправильное отношение к нашему прошлому, а ведь эти машины - и история военной авиации России, и история страны". Главнокомандующий ВВС заверил, что ситуация будет исправляться. На это направляются как ресурсы Военно-воздушных сил, так и спонсорская помощь.

Один из сделанных уже шагов по воссозданию исторических реалий - любовно и точно отреставрированный в Монино силами инженерного батальона ВВС действующий полевой аэродром времен Великой Отечественной войны. Сооружены все его составные элементы: грунтовая взлетно-посадочная полоса, макеты самолетов, командный пункт, медсанбат, позиции и средства ПВО.

Но вернемся к самому шоу. Его открывали Герой Российской Федерации главнокомандующий ВВС РФ генерал армии Владимир Михайлов и дважды Герой Советского Союза бывший главнокомандующий ВВС СССР маршал авиации Александр Ефимов. В присутствии целого ряда прославленных летчиков-ветеранов и ныне действующих российских асов они разрезали красную ленточку, и летный парад боевых "летающих легенд" начался.

Конечно же, ветеранам-фронтовикам на этом празднике отводилась роль почетных гостей и зрителей. Самому старшему из тех, кто в Монино должен был поднимать самолеты в воздух, - полковнику в отставке вооруженных сил Чехословакии Йозефу Тодту - 65 лет. Когда закончилась Вторая мировая война, ему исполнилось всего 6. Но позже в его жизни были почти три десятилетия службы летчиком-испытателем, а управляемый им Як-11 был собран в 1956 году. Ветеран сказал, что с радостью вспоминает о тех временах, когда СССР и Чехословакия были друзьями, и что с большим удовольствием принял приглашение посетить Россию. Ныне Йозеф Тодт- доктор психологии и... постоянно практикующий пилот. Его общий налет - 11 000 часов.

И все же главной сенсацией шоу стало участие в полетах российского ветерана. В экипаже с летчиками Раймондом Ридманом и Йоханном Грабнером из Австрии американский бомбардировщик Б-25 пилотировал Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, бывший командующий Дальней авиацией генерал-полковник авиации в отставке Василий Решетников, которому 23 декабря с.г. исполняется 85 лет.

Во время войны ему не раз приходилось сидеть за штурвалом этого самолета. "Тяжеловата сейчас машина, - резюмировал после полета ветеран, - шестьдесят лет назад она казалась намного легче".

Следом за генералом в небе над Монино продемонстрировали свое мастерство российские и зарубежные летчики на современных самолетах. Только для посетителей "Летающих легенд" с головокружительными пируэтами на спортивном самолете Зивко Эдж-540" выступил известный летчик-испытатель Ханнис Арх (Швейцария). Кредо жизни этого экстремального пилота - профессионально выполнять то, что максимально опасно для жизни. Господин Арх занимает первое место в национальном чемпионате Швейцарии, входит в национальную сборную, в качестве летчика-испытателя включен в Лигу лучших пилотажников мира.

Были еще несколько десятков летчиков, которые запомнились своими выступлениями, превратившими авиашоу в Монино в поистине незабываемое зрелище. В будущем году, в честь 60-летия Великой Победы, ожидается прилет еще большей группы авиаторов, которые на ретросамолетах покажут российским зрителям свое искусство.

"Девятка" - единственная в мире

Под патронажем учредителей Международного авиакосмического салона (МАКС) в нынешнем году на аэродроме города Жуковский был проведен Международный фестиваль пилотажных групп. В нем приняли участие "Русские витязи" и "Стрижи" из 237-го Центра показа авиационной техники ВВС России, "Русь" Вяземского учебного авиационного центра РОСТО, а также группа "Фреччи Триколори" из Италии. Российской публике были продемонстрированы и два современных истребителя ВВС Франции "Мираж-2000".

Фестиваль открыл проходом над взлетно-посадочной полосой ветеран сверхзвуковой авиации - МиГ-25. Затем, после выступления парашютистов РОСТО, показывающих купольную акробатику, в небо взмыл один из двух французских гостей. Летчик "Миража-2000" выполнял фигуры высшего пилотажа на боевом истребителе, как будто это был легкий спортивный самолет. Многотонная машина прошла также перед зрителями на минимальной высоте и предельно низкой скорости - всего 180 км/ч.

Продолжая программу полетов, в небо поднялись асы из "Фреччи Триколори". Самая многочисленная пилотажная группа в мире, состоящая из десяти учебно-тренировочных самолетов MB-339, раскрасила небо над Жуковским в цвета итальянского флага. Одним из элементов их выступления было выполнение воздушного трюка "сумасшедший летчик".

Пилотирование самолета осуществляется на небольшой скорости и высоте с "контролируемо- хаотичным" заваливанием машины вправо-влево и вверх-вниз. Причем, сзади остается полоса дыма, показывающая траекторию полета. Заметим, что подобное "хулиганство" выполняют практически все пилотажные группы, только у французов это называется "пьяный летчик", а у российских асов из пилотажной группы "Русь" - "посадка новичка".

А вот то, что показали зрителям "Русские витязи" и "Стрижи", - фигуру высшего пилотажа "девятка", - повторить действительно никто больше не может. Вся сложность этого элемента заключается в том, что выстроенные боевым порядком "ромб" пять самолетов Су-27 и четыре МиГ-29, имеющие разные тактико-технические характеристики, синхронно выполняют разнообразные элементы высшего пилотажа. Подобное еще не удавалось никому в мире!

Хранить вечно

Прошедшее полугодие надолго останется в памяти профессиональных летчиков, ветеранов и любителей авиации не только праздниками и шоу, но и 100-летними юбилеями двух выдающихся летчиков: Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова (2.02.1904) и дважды Героя Советского Союза Владимира Константиновича Коккинаки (25.06.1904), другими событиями, воскрешающими историю российской авиации.

Среди них - событие-символ, получившее яркое завершение 18 августа на Поклонной горе в Москве. Поисковики-энтузиасты с Дальнего Востока передали в дар Центральному музею Великой Отечественной войны бомбардировщик Ил-4. Именно на подобном типе самолетов были совершены беспосадочные перелеты из Москвы на Дальний Восток (27-28 июня 1938 года) и в США (28 апреля 1939 года). В августе 1941-го Ил-4 бомбили Берлин. А испытывал эту машину легендарный летчик Владимир Коккинаки.

Останки одного из самых известных бомбардировщиков Второй мировой войны были обнаружены в 1997 году в Приморье. Затем он был отреставрирован в Арсеньевской авиационной компании "Прогресс" имени Н.И. Сазыкина. И вот после длительного путешествия через всю Россию самолет занял место среди экспонатов на Поклонной горе.

"Реставраторы самолетов - это великие люди, которые позволяют нынешней молодежи увидеть и сравнить боевые машины прошлых лет с современными самолетами", - сказал на торжественной церемонии передачи боевой машины музею Генеральный конструктор Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина Генрих Новожилов. Некоторые СМИ поспешили сообщить, что самолет, установленный на Поклонной горе, участвовал в бомбардировке Берлина в августе 1941 года. Однако директор авиационно-спортивного клуба "Поиск" Виктор Акимчук, присутствовавший на открытии экспозиции, опроверг эту информацию. "По заводскому номеру 17404 нам удалось установить, что данный самолет был построен в первой половине 1945 года на заводе № 126 в Комсомольске-на-Амуре", - сказал Акимчук. Ныне этот завод - знаменитое Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А. Гагарина.

История же установленного на Поклонной горе самолета Ил-4 связана с боевыми действиями против Японии в 1945 году. Экипаж в составе летчика - младшего лейтенанта А.И. Моисеева, штурмана - лейтенанта П.М. Яцыно, воздушного стрелка-радиста А.А. Бабина и воздушного стрелка - ефрейтора Фофанова (инициалы не установлены) в ночь на 9 августа 1945 года попал под обстрел японской зенитной артиллерии в районе города Мулин (Северный Китай). У самолета был поврежден один из двигателей, и экипаж, не долетев до аэродрома, совершил вынужденную посадку в тайге на советской территории. Машина получила серьезные повреждения, а члены экипажа, к счастью, остались живы и сумели вернуться в свою часть. И вот почти через шесть десятилетий их боевая машина тоже фактически возвращена к жизни. В качестве музейного экспоната, во имя сохранения памяти о мужестве и отваге тех, кто защищал небо над страной в годы Великой Отечественной....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российское военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка