Известия
30 сентября 2004, 20:58
Российские аэропорты по-прежнему не защищены от атак террористов
Сегодня обеспечить стопроцентный контроль реально способны лишь "Шереметьево" и "Домодедово". В остальных обнаружение запрещенных к провозу предметов является скорее случайностью
Частная ставка
Руководители почти четверти американских аэропортов недовольны обеспечением авиационной безопасности, осуществляемым государственными компаниями. Они намерены сделать ставку на частные структуры, работающие под федеральным надзором. В аэропортах считают, что государственные компании за низкую плату нанимают неподготовленных сотрудников, что не только создает длинные очереди, но и снижает уровень авиабезопасности.
Денег на безопасность американцы не жалеют. В этом году федеральный бюджет США выделил на эти цели $4,5 млрд, однако из них лишь малая часть попадет непосредственно аэропортам. Основные деньги достанутся авиакомпаниям, которые усилят проверку благонадежности пассажиров и расширят сеть систем по обнаружению взрывчатки в багаже пассажиров. Что касается обеспечения неприкосновенности зданий аэропортов, то правительственное финансирование этих программ довольно скудное. Получить помощь под силу не каждой воздушной гавани: их руководство должно убедить Управление по безопасности транспорта, что аэропорт уязвим для террористических атак.
Не меньшую угрозу авиабезопасности кроет в себе низкая заработная плата работников аэропортов США - $6 в час, тогда как средняя зарплата в стране составляет около $13 в час. Нанять на такие деньги профессионалов - невыполнимая задача. Именно поэтому руководство многих аэропортов предпочитает заключать договора на осуществление авиационной безопасности с частными структурами.
В России сегодня есть только одна специализированная охранная структура, которой авиавласти дали лицензию на осуществление всего комплекса мероприятий по авиационной безопасности в аэропорту, - "Ист Лайн Авиэйшн Секьюрити" в "Домодедово". В некоторых аэропортах частники действуют сообща с государственными "секьюрити". Но в большинстве российских воздушных гаваней авиационная безопасность находится полностью в руках государства. Зарплата там в отличие от истлайновских охранников невелика, что также вызывает текучку кадров. В "Шереметьево" такой проблемы нет, хотя служба авиационной безопасности здесь также имеет государственный статус. Но, как заявили "Финансовым Известиям" в пресс-службе "Шереметьево", уже в ближайшее время администрация аэропорта рассмотрит возможность привлечения частных охранных предприятий к определенному виду работ по обеспечению безопасности.
Технический заслон
Если в плане зарплат "секьюрити" правительство США не особо щедрое, то на создание технологий, позволяющих выявить преступников, государство не скупится. В 2004 году на эти цели американцы выделят еще $70 млн. Вдобавок к традиционным рентгену и металлодетекторам уже добавились "детекторы странного поведения", аппараты, определяющие биометрические данные и склонные к термическому распознанию.
Американцы разработали оборудование, которое автоматически определяет наличие отклонений в поведении того или иного человека. Если человек стремительно меняет маршрут движения, начинает бегать или делать резкие движения, то система фиксирует его аномальное поведение и извещает об этом "секьюрити". В этом году некоторые американские аэропорты стали использовать биометрические технологии, способные опознавать человека по отпечаткам пальцев и губ, радужке глаза, голосу и т.д. Под такой контроль первыми попали иностранные пассажиры, сдающие отпечаток пальца на въезде и при выезде из страны.
После вспышки в прошлом году атипичной пневмонии в некоторых аэропортах мира появились термические радары, которые определяют температуру тела пассажиров. Сегодня с помощью такого оборудования теоретически можно выявить людей, собирающихся совершить преступление: считается, что человек перед этим испытывает психологический шок и обильно потеет от волнения.
Такой аппаратуры в наших аэропортах пока нет. Но работы в области технологий уже ведутся. Авиавласти уверяют, что уже в этом году на входах во все столичные аэропорты будут установлены металлодетекторы и интроскопы. Такие "рамки" уже есть в "Шереметьево". Но для полного решения проблемы слабой технической оснащенности в российских аэропортах, по подсчетам Минтранса, необходимо порядка $85 млн. Бюджету такие расходы не под силу, и аэропорты вынуждены брать их на себя. Главный источник получения средств, которым располагает аэропорт, - это аэропортовые сборы. Поэтому воздушные гавани вынуждены увеличивать размер этих сборов, что в итоге отражается на тарифах авиаперевозок. В авиакомпаниях считают, что эти ставки сегодня и так слишком велики, а дальнейшее их повышение способно вызвать спад авиаперевозок.
Эксперты в области авиационной безопасности считают, что российским аэропортам не мешало бы взять на вооружение опыт арабских и некоторых европейских стран, устанавливающих на подъездах к аэропортам бетонные заграждения. Таковые имеются, например, во французском "Шарле де Голле". Это не требует особых финансовых затрат. Однако в московских аэропортах считают, что в таких мерах безопасности пока нет необходимости....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 25, 2024
Министр транспорта края отметил лучших сотрудников "ХабАвиа"
Апрель 25, 2024
Аэропорт Пулково поделился опытом организации доступа в ИТ-инфраструктуру