Опубликовано: 01.10.2004, 13:12
 

Небо не принимает банкротов

Небо не принимает банкротов


Громкое заявление Министерства транспорта России о закрытии с 1 октября неба над нашей страной для авиакомпаний из стран СНГ, имеющих долги перед российской службой организации воздушного движения (ОВД), едва ли в реальности приведет к отмене рейсов или повороту самолетов в воздухе. Как удалось выяснить "Времени новостей", угроза Минтранса не касается впрямую ни одной из работающих на нашем рынке иностранных авиакомпаний. Дело в том, что львиная доля долга, упомянутого в заявлении Минтранса, висит на фактически мертвых компаниях, давно (в некоторых случаях около десяти лет назад) прекративших полеты и в Россию и вообще куда бы то ни было. Компании же, летающие к нам сейчас, либо имеют перед российской Госкорпорацией по ОВД незначительные текущие долги, либо не имеют их вовсе. Тем не менее Минтранс не оставляет надежды заставить их хотя бы частично расплатиться по счетам почивших авиапредприятий.

Проблема долгов за аэронавигационное обслуживание над российской территорией не нова. Периодически она прорывается на поверхность в форме угроз Минтранса лишить права пролета в нашем воздушном пространстве ту или иную иностранную авиакомпанию. Значительно реже такие запреты действительно ненадолго вводятся в действие. Чаще всего в отношении авиакомпаний из Грузии и Украины. Хотя, как следует из опубликованных вчера Минтрансом данных, долги некоторых других стран СНГ вполне сопоставимы с грузинскими и украинскими.

Последний по времени случай имел место на грузинском направлении. В начале сентября этого года российский Минтранс в очередной раз вспомнил об аэронавигационном долге примерно в 3 млн долл., который успели накопить перед Россией 16 грузинских авиакомпаний, прежде чем разориться и уйти с рынка (см. "Время новостей" от 14 сентября). Именно тогда российские власти пообещали с 1 октября закрыть отечественное воздушное пространство для грузинских авиаторов, а также других нерадивых должников из стран СНГ. Грузинские чиновники и руководство крупнейшей национальной авиакомпании Air Zena отреагировали очень резко, указывая на то, что как раз эта компания российским диспетчерам ничего не должна.

Вчера же Минтранс России подтвердил свое намерение ввести запрет на полеты с 1 октября, а в обоснование своей позиции опубликовал статистку по долгам авиакомпаний Армении, Грузии, Украины и Казахстана. Интересно, что эти страны - не единственные должники российских авиадиспетчеров. Но, видимо, в Минтрансе их считают наиболее "проблемными". Источник в министерстве сообщил вчера корреспонденту "Времени новостей", что, скажем, за белорусскими авиаторами должок России тоже числится. Однако поскольку там "переговоры уже привели к фактическому решению вопроса", белорусскую статистику министерство не стало публиковать.

В списке Минтранса в четырех поименованных постсоветских республиках нет ни одной крупной авиакомпании, которой бы грозило немедленное отлучение от российского неба. "Про заявление вашего Минтранса мы знаем из сообщений информационных агентств, - заявил "Времени новостей" пресс-секретарь крупнейшей на Украине частной авиакомпании "Аэросвит" Сергей Куцый. - Однако от официальных авиационных властей Украины или России нам никаких извещений не было. Рейсы в Россию 1 октября будут выполняться по обычному расписанию". Аналогичную информацию газете предоставили в компаниях Air Zena (Грузия) и Armavia (Армения). Источник в российской Госкорпорации по ОВД также заявил, что никаких запретов это ведомство с сегодняшнего дня вводить не собирается.

Очевидно, в планы Минтранса не входит немедленное взыскание старых долгов с ныне работающих авиаперевозчиков. Однако министерство явно желает поддерживать проблему в "теплом состоянии", чтобы к ней можно было вернуться в будущем. На переговорах с авиационными администрациями стран СНГ наши представители заявляют, что вопрос о долгах компаний-банкротов следует поднимать на межправительственный уровень. Казахстан и Украина в принципе согласились с таким подходом.

Похоже, надеются в Минтрансе и на то, что ныне летающие в Россию компании из стран СНГ ради развития своего бизнеса в нашей стране когда-нибудь захотят заплатить по счетам разорившихся предшественников. В качестве позитивного примера пресс-служба Минтранса упомянула вчера случай "Грузинских национальных авиалиний", которые взяли на себя выплату небольшого (1410 долл.) долга покойной грузинской компании "Трансавиасервис".

 

Дайджест прессы за 1 октября 2004 года | Дайджест публикаций за 1 октября 2004 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэросвит (AeroSvit) (в процессе тестирования)