О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Посадочная полоса на футбольном поле

Генпрокуратура России сообщила об аресте гендиректора Российской футбольной премьер-лиги Т. Суринова. Господин Суринов обвиняется по 4-й части 159-й статьи УК (мошенничество в особо крупном размере)

Вчера Генпрокуратура России сообщила об аресте гендиректора Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) Татевоса Суринова. Господин Суринов обвиняется по 4-й части 159-й статьи УК (мошенничество в особо крупном размере). Причем мошенничество связано не с футбольными делами, а авиационным бизнесом, которым до недавнего времени вплотную занимался обвиняемый.

Сообщение управления информации и общественных связей Генпрокуратуры, а именно это ведомство ведет дело господина Суринова, было предельно лаконичным. В распространенной вчера информации сообщалось лишь, что гендиректор РФПЛ Татевос Суринов был арестован 10 октября по обвинению в мошенничестве. И что это мошенничество не связано с его деятельностью на посту главы РФПЛ. "Речь идет о хищении путем мошенничества авиационного оборудования в Татарстане",- уточнили в Генпрокуратуре, добавив, что помимо господина Суринова по уголовному делу проходят еще несколько обвиняемых.

Дело, по которому в СИЗО оказался господин Суринов, связано с покупкой и последующей продажей оборудования казанского аэропорта. В 1994 году правительство Татарии объявило тендер на коренную модернизацию аэропорта Казань с приданием ему статуса международного. Из 118 фирм победителями стали французские Bouygues (генеральный подрядчик) и Thomson (субподрядчик по системе управления воздушным движением аэропорта). Позднее Bouygues был отсеян, поскольку не выполнил обязательство решить вопрос о предоставлении Татарии кредита на сумму $110 млн и, по мнению чиновников, чрезмерно завысил стоимость своих услуг. Оборудование Thomson многие специалисты также называли чрезвычайно дорогим: французская автоматизированная система управления воздушным движением оценивалась в $31 млн. Тем не менее сделка была одобрена. Деньги выделили фирмы Thomson, Elf и банк Credit Lyonnais в обмен на татарскую нефть (при этом Thomson отсудил у республики дополнительный $1 млн за несвоевременные поставки нефти).

В феврале 2001 года оборудование было смонтировано и запущено, но не растаможено: аэропорт остался должен таможне $4 млн. К началу 2002 года ГТК России поставил вопрос ребром: оборудование или оплачивается, или арестовывается. Денег не нашлось ни у ГУП "Международный аэропорт Казань", ни у правительства Татарии. В итоге 13 мая 2002 года постановлением кабинета министров республики #387-р навигационные системы Thomson были проданы "Росавиаконсорциуму", который возглавлял Татевос Суринов. Это вызвало резкое недовольство прокуратуры, которая указала не только на финансовую сомнительность обмена оборудования стоимостью $31 млн на погашение долга в $4 млн. Сделка нарушила Воздушный кодекс РФ, который запрещает передавать в частные руки звенья единой системы контроля за воздушным движением. Правда, в договоре купли-продажи кабинет министров запретил отключать или демонтировать оборудование, а также устанавливать арендные платежи за его пользование выше тех, что установлены государством в целом по отрасли.

По неофициальным данным, сразу после этого "Росавиаконсорциум" продал навигационный комплекс некоей малоизвестной структуре за $10,5 млн и тут же выкупил его обратно по той же цене.

Уже в октябре 2002 года Татевос Суринов потребовал от работников казанского аэропорта прекратить эксплуатацию систем навигации, пригрозив им уголовным преследованием за незаконную эксплуатацию чужой собственности, получение незаконного дохода и нанесение ущерба в особо крупных размерах. После этого начальник Государственной службы гражданской авиации РФ Александр Нерадько заявил о готовности Министерства транспорта России выкупить навигационное оборудование международного аэропорта Казань за $10,5 млн.

Это было последнее публичное заявление, связанное со скандалом вокруг казанского аэропорта. Кому сейчас принадлежит навигационный комплекс, неизвестно. В целом аэропорт предполагалось продать с тендера в августе этого года. Стартовая цена была равна уставному капиталу - 73,7 млн руб. Но конкурс был сорван - по неофициальной информации, из-за того, что правительство Татарии не сошлось в цене с банком "Русский стандарт", который считался наиболее вероятным покупателем аэропорта.

Как сообщил вчера Ъ зампрокурора Татарии Ильдар Мухамедзянов, прокуратура проверяла закупки навигационного оборудования для казанского аэропорта на предмет законности этой сделки. Было это два года назад, и никаких серьезных нарушений проверка не выявила. На этом основании проверку прекратили и уголовное дело возбуждать не стали. Однако в 2003 году результаты проверки затребовала Генпрокуратура России, которая впоследствии посчитала продажу оборудования незаконной и возбудила уголовное дело по факту мошенничества. То, что главным фигурантом этого дела оказался Татевос Суринов, для многих знающих его людей оказалось откровением.

Пресс-секретарь РФПЛ Георгий Черданцев заявил, что об уголовных проблемах гендиректора футбольной лиги ему ничего не известно. "Наш гендиректор отсутствует на работе по состоянию здоровья. Надеюсь, что он скоро выздоровеет и вернется на работу",- сообщил господин Черданцев. В "Росавиаконсорциуме" вообще утверждают, что их руководитель сейчас находится в командировке где-то за городом. В командировке оказались и другие руководители компании. На вопрос Ъ, не арестованы ли они вместе с господином Суриновым, в "Росавиаконсорциуме" ответили, что об арестах не знают: "Они, как господин Суринов, сейчас вне зоны досягаемости". И рекомендовали обратиться за комментариями сегодня.

Экс-гендиректор авиакомпании "Внуковские авиалинии" Александр Красненкер (одно время они работали вместе с господином Суриновым в ВАЛ) рассказал Ъ, что именно господин Суринов рекомендовал его на должность гендиректора этой авиакомпании. "Я не знаю об аресте и какие обвинения ему были предъявлены,- отметил господин Красненкер,- но могу сказать, что знаю господина Суринова как крупного бизнесмена, который участвовал во многих проектах, связанных с авиацией. И я не слышал о нем ничего плохого".

Из авиации - в футбол

Татевос Суринов родился 19 июля 1960 года в Саратове. Окончил местный сельхозинститут. Работал лаборантом НИИ клинической и экспериментальной хирургии. С 1992 года - гендиректор НПЦ "Универсал" в Орле (владелец авиакомпании "Орел-авиа"). В конце 1993 года попал в разработку правоохранительных органов по подозрению в связях с северокавказской ОПГ, но отделался штрафами, наложенными на авиакомпанию "Орел-авиа" за неуплату налогов. По данным СМИ, причиной преследования стал его конфликт с губернатором Орловской области Егором Строевым, воспользовавшимся финансовой поддержкой "Орел-авиа" на выборах главы региона в апреле 1993 года в обмен на обещание авиакомпании монопольного положения на рынке авиаперевозок области. После победы на выборах господин Строев отказался от своих обещаний, а руководство "Орел-авиа" было обвинено в финансовых злоупотреблениях.

В мае 1995 года Татевос Суринов стал президентом, членом совета директоров ФПГ "Российский авиационный консорциум", созданной указом Бориса Ельцина "для проведения активной политики в области продвижения на рынок самолетов Ту-204". В декабре 1995 года баллотировался в Госдуму по списку ЛДПР, в парламент не прошел. СМИ сообщали, что место в списке обошлось ему в $500 тыс.

С 1996 года после преобразования ФПГ "Росавиаконсорциум" в акционерное общество стал его гендиректором. С августа 1996 года по август 1997 года возглавлял также совет директоров АНТК имени Туполева.

В октябре 1997 года на выборах губернатора Орловской области оказывал поддержку кандидату от ЛДПР Сергею Исакову, получившему отказ в регистрации из-за нарушений порядка сбора подписей.

После получения в начале 1996 года по итогам инвестконкурса "Росавиаконсорциумом" права на приобретение у государства 41,4% акций авиакомпании "Внуковские авиалинии" (ВАЛ) вошел в ее совет директоров. С июня 1998 года по май 1999 года исполнял обязанности гендиректора ВАЛ, в 2000 году был председателем совета директоров этой авиакомпании. В связи с ухудшением финансового положения компании, бывшей до этого второй по величине в стране, в конце 1998 года обвинен председателем профкома технического комплекса ВАЛ Геннадием Борисовым в финансовых махинациях (соответствующие документы переданы в правительство и прокуратуру), но 27 января 1999 года господина Борисова зарезали в подъезде. Это преступление не раскрыто. В 2000 году в связи с банкротством ВАЛ господин Суринов вошел в совет директоров авиакомпании "Сибирь", получившей права собственности на имущество ВАЛ в обмен на выплату долгов последней. Обвинялся СМИ в форсировании банкротства ВАЛ в интересах "Сибири" (в октябре 2001 года коллегия Счетной палаты объявила, что "Росавиаконсорциум" не обеспечил обещанные по инвестконкурсу $150 млн инвестиций в ВАЛ).

26 декабря 2003 года был назначен гендиректором Российской футбольной премьер-лиги по протекции президента РФПЛ и ЦСКА Евгения Гинера.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка