О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Проценты похоронят Airbus и Boeing"

Схватка между двумя авиастроительными гигантами - американской Boeing и европейской Airbus - продолжается. Если Boeing и Airbus лишатся господдержки, банковские кредиты уже не будут беспроцентными

Схватка между двумя авиастроительными гигантами - американской Boeing и европейской Airbus - продолжается. Компании подали встречные иски в ВТО, обвинив друг друга в злоупотреблении государственными субсидиями. Если Boeing и Airbus лишатся господдержки, банковские кредиты уже не будут беспроцентными, говорят эксперты. А финансирование проектов за свой счет затянет разработку новых моделей на долгие годы.

Конфликт между американской Boeing и европейской Airbus по поводу того, кому больше помогает государство, существует уже 12 лет. Еще в 1992 году между США и ЕС было подписано соглашение, ограничивающее государственную поддержку национальных авиапромышленных компаний: размер субсидий не должен превышать трети от инвестиций самих компаний. Тем не менее США и ЕС регулярно обвиняют друг друга в превышении этих ограничений.

Сейчас и без того сложные отношения конкурентов обострились. Дело в том, что Boeing в прошлом году утратила лидирующие позиции в производстве гражданской авиатехники. За минувший год компания произвела только 281 пассажирский лайнер, тогда как показатели главного конкурента, европейской Airbus, оказались лучше - 305 самолетов. О том, что США "разберется" с незаконной госпомощью Airbus, в августе этого года открыто заявил американский президент Джордж Буш. Сразу после этого Вашингтон подал иск во Всемирную торговую организацию, в котором обвинил ЕС в чрезмерном субсидировании Airbus. В ответ Брюссель обратился со встречной жалобой на "регулярную и незаконную госпомощь компании Boeing".

В форме займов на постройку нового авиалайнера Airbus 380 у правительств ряда европейских стран получены 3,7 млрд. долларов, выплачивать которые полностью компания обязана только в случае коммерческого успеха проекта. Кроме того, европейскими правительствами Airbus предоставлены налоговые льготы и субсидии в размере 1,7 млрд. долларов на модернизацию инфраструктуры. Airbus также пользуется разработками в рамках исследовательских аэрокосмических программ Евросоюза. Что касается Boeing, то для постройки новейшего авиалайнера 7E7 штат Вашингтон предоставил компании налоговые льготы на 3,2 млрд. долларов. Штат Канзас "простил" Boeing 200 млн. долларов, которые компания должна была выплатить по своим корпоративным облигациям. Власти Японии предоставили местным подрядчикам Boeing займов до 2,1 млрд. долларов. Итальянское правительство поддерживает принадлежащего государству подрядчика Boeing - компанию Alenia Aeronautica.

Boeing не скрывает, что добивается полного пересмотра договора с Брюсселем от 1992 года. Даже независимо от того, проиграет ли их главный лоббист Джордж Буш в ноябрьских выборах или нет. Впрочем, такую же жесткую позицию занимает и Airbus. Компания не признает своей вины. "Airbus сейчас активно возвращает долги", - говорит руководитель Европейского аэрокосмического и оборонного концерна (EADS) Филипп Камю. Airbus уже выплатила 6,5 млрд. долларов по кредитам и остается должна 5,2 млрд. долларов. "При этом у Boeing 60% финансирования - это субсидии. Мы хотим справедливых конкурентных условий на мировом авиарынке", - говорит Камю.

Сейчас иски обеих компаний находятся на рассмотрении в ВТО. Но, как ожидается, решение по ним будет принято только после президентских выборов в США и смены состава Европейской комиссии. "Принимая решения, ВТО, скорее всего, проявит максимум дипломатии", - уверен эксперт в области авиастроения Сергей Комаров. "Вряд ли Airbus и Boeing лишатся господдержки. А обвинения, которые компании сейчас делают, не что иное, как элемент конкурентной борьбы, в которой все средства хороши", - считает эксперт.

Однако если Boeing и Airbus лишатся господдержки, для них это может стать фатальным ударом. "Банковские кредиты уже не будут беспроцентными, их придется возвращать, - говорит руководитель консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак. - Проценты по ним вполне могут составить 12-15%". Дело в том, что в авиастроении степень риска оценить очень сложно и финансовые организации наверняка будут подстраховываться. "Такие проценты похоронят Airbus и Boeing. А если компании все-таки решатся делать самолеты за свой счет, разработка новых моделей затянется на долгие годы", - резюмирует Рыбак....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка