Ведомости
29 октября 2004, 12:38
Авиапрому осталось недолго
Чиновники уже не скрывают, что российский авиапром ждет скорый конец. Минпромэнерго отводит производителям гражданских самолетов не более пяти лет и немногим больше - военной авиаиндустрии
По данным Минпромэнерго, в российской авиапромышленности занято 513 000 человек. В 2003 г. индустрия выпустила продукции на $6,5 млрд. Магистральных самолетов в России было произведено 9 шт. Европейский авиапром при 400 000 занятых произвел продукции на 60 млрд евро, в том числе 305 авиалайнеров Airbus. A одно гражданское подразделение американской Boeing, имеющее 180 000 работников, выпустило 290 лайнеров на сумму $32 млрд.
Через пять лет российские авиакомпании пересядут на продукцию Boeing, а отечественное гражданское самолетостроение умрет, если правительство не примется его "спасать", признал вчера на "круглом столе" руководитель департамента ОПК Минпромэнерго Юрий Коптев. Затем наступит "очередь" и военной авиации. В 2003 г. доля авиапромышленности в ВПК составляла 45%. Однако с 1993 г. российские ВВС не заказывают новые самолеты, объем же экспорта истребителей в Китай и Индию вскоре упадет, прогнозирует Коптев. В результате в 2012 г. в российских ВВС "останутся только две пилотажные группы", пообещал чиновник
Рецепт спасения по Минпромэнерго неоригинален. По словам Коптева, надо создать Объединенную авиастроительную корпорацию (OAK), принять программу поддержки закупок гражданской авиатехники и переработать прежние - неудачные - программы развития ВПК. Этим вопросом сегодня займется военно-промышленная комиссия под руководством премьера Михаила Фрадкова. По проекту OAK в 2005 г. специальной управляющей компании предстоит определить, какие типы самолетов надо строить в России, а какие из отечественных авиастроительных заводов следует сократить. При этом количество занятых в авиапроме сократится в 2,5-2,8 раза, а господдержка вырастет с $330 млн до $1,5-1,7 млрд в год (включая расходы на военное авиастроение). В таком случае, обещал Коптев, Россия останется третьим после Airbus и Boeing производителем гражданской авиатехники, а военные смогут заменить устаревшие самолеты на новые. Экспертов эти идеи повергли в уныние. Не ясно, в состоянии ли хоть один из восьми российских авиазаводов справиться с серийным производством новых пассажирских самолетов, полагает директор Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ) Евгений Каблов. Поэтому вопрос о сокращении числа авиазаводов ему кажется риторическим - их профильным бизнесом становятся земельные спекуляции, а не выпуск авиатехники, говорит эксперт.
А зампредправления Союза авиапромышленности Константин Крохин опасается, что опять затянется вопрос выбора одного из типов лайнеров. Ульяновский "Авиастар" с 1992 г. выпустил несколько ближнемагистральных авиалайнеров и теоретически способен к серийному производству, говорит Крохин, но судьбу авиапрома надо решать в ближайшее время. Публично о возможности скорого краха отрасли чиновники заговорили в первый раз, отмечает редактор журнала Moscow Defence Brief Руслан Пухов. "Это похвально, но есть опасения, что энергия чиновников опять уйдет в переписывание никому не нужных концепций, - говорит он. - То, что при объеме гособоронзаказа в 2005 г. $6,3 млрд армия не покупает ни одного нового самолета, - следствие некомпетентности и коррупции, а никак не нехватки денег"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции