О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Черная акула" на голодном пайке

В Минобороны идет обсуждение бюджета ВВС на будущий год, в ходе которого рассматривается вопрос о прекращении программы испытаний Ка-52 и фактическом замораживании производства Ка-50

На этой неделе в Министерстве обороны идет обсуждение бюджета ВВС на будущий год, в ходе которого рассматривается вопрос о прекращении программы испытаний ударного вертолета Ка-52 и фактическом замораживании производства вертолета Ка-50 "Черная акула", на который российский бюджет уже затратил более миллиарда долларов и который находится на вооружении армии с 1995 года.

Секретное совещание

С прошлой субботы в Минобороны идут закрытые совещания по окончательному распределению бюджетного госзаказа на производство боевых вертолетов в ближайшие годы. Официальные источники в оборонном ведомстве пока хранят молчание, однако, по данным информированных источников в Главкомате ВВС и Генштабе, давняя борьба между двумя конструкторскими бюро - Камова и Миля - накалилась до предела. Обе фирмы готовы выпускать для страны и на экспорт новейшие серии вертолетов, однако маятник предпочтений оборонных чиновников явно склоняется в пользу вертолетов Ми-28 и модернизированных Ми-24 против "Черных акул" (Ка-50) и "Аллигаторов" (Ка-52) КБ "Камов".

- По госзаказу на 2004 год на завершение программы по Ка-52 было выделено 8 млн руб., а на 2005 год ВВС предусмотрел финансирование в размере 5 млн руб., - сообщил "Известиям" генеральный конструктор ОКБ "Камов" Герой России Сергей Михеев. - Правительственная комиссия по военно-техническим вопросам на последнем заседании обсуждала вопросы, связанные исключительно с ходом работ по созданию Ми-28Н.

Горная модель

История создания "Черной акулы" теряется в 70-х годах. Еще в декабре 1976 года Совмин СССР предписал конструкторам разработать принципиально новую модель боевого вертолета взамен Ми-24, которые уже в середине 70-х имели существенные замечания по результатам боевых операций в горячих точках. Чтобы свести к минимуму риск провала, проект поручили двум КБ - Миля и Камова. К 1986 году были выпущены первые машины Ми-28 и Ка-50. Предпочтение после летных испытаний и многочисленных госкомиссий было отдано Ка-50, который и поступил на вооружение армии в 1995 году (Указ президента РФ № 883 от 25.08.95). За все время на проект "Акулы" госбюджет затратил более миллиарда долларов. Впрочем, оснастить части этими вертолетами Минобороны не успело: к началу 90-х весь оборонный заказ в бюджете государства почти отсутствовал.

Хотя денег на строительство новых вертолетов не нашлось и к концу 90-х, чиновники Минобороны преподнесли новую машину как показатель своей бурной деятельности на ниве поддержания обороноспособности страны. В 1998 году КБ "Камов" участвовало в международном конкурсе на поставку серии "акул" для ВВС Турции (на последнем этапе конкурса турки предпочли "Черным акулам" американский "Апач"). Затем камовские конструкторы взялись за разработку двухместной модификации Ка-50 - модели Ка-52 ("Аллигатор"). Руководители Минобороны в один голос твердили о появлении "уникальных аппаратов, опережающих время", сетуя при этом на отсутствие финансирования.

Впрочем, в ноябре 1999-го тогдашний начальник Генштаба Анатолий Квашнин и главком ВВС Владимир Михайлов заявили о грядущем двукратном увеличении госзаказа на модернизацию старых моделей Ми-8 и Ми-24 (снятых с производства в 1989 году), который получил в результате ростовский завод "Росвертол". Чуть позже стало известно о разработке этим же предприятием вертолета Ми-28Н, который стал основным конкурентом "Черной акулы".

В декабре 2003 года главком ВВС неожиданно заявил о том, что "основным боевым вертолетом авиации страны станет Ми-28Н". Комментируя судьбу камовских машин, генерал армии Михайлов сказал буквально следующее:

- Если вертолетами Ми-28Н планируется оснащать все вертолетные части, то камовские машины будут поступать только в те вертолетные подразделения, которые выполняют специальные операции.

Источники в руководстве Ростовского вертолетного завода на условиях анонимности сообщили "Известиям" следующее:

- Сравнивать серийные вертолеты Ка-50 и Ми-28 некорректно. Они призваны решать разные боевые задачи. В свое время Ка-50 был принят на вооружение из-за ряда технических проблем с тогда еще недоработанным Ми-28. Ка-50 и Ка-52 действительно подходят для всевозможных спецопераций и разведки, однако для общевойсковых целей и огневой поддержки лучше Ми-28 быть не может. За последние годы конструкторы довели нашу новую машину Ми-28Н до мирового уровня. Более того, аналогов Ми-28Н нет. Этот вертолет может вести бой на высоте от 5 метров, оставаясь неуязвимым (корпус выдерживает попадание из американского 20-мм пулемета "Вулкан", а лобовое стекло - пуль калибра 12,7 мм). Вертолет комплектуется унифицированным российским оборудованием и сравнительно недорог в производстве. Мы рассчитываем поставить в войска 50 вертолетов Ми-28Н в 2005-2006 гг., а до 2010 года оснастить армию еще 300 машинами.

Забытый вертолет

Реализация сразу двух проектов (Ми-28Н и Ка-50) обойдется стране слишком дорого. К тому же оборудование, установленное на конкурирующих машинах, не унифицировано (издержки советской секретности). Иными словами, Минобороны должно определиться, с кем в ближайшие годы будет воевать Россия: с террористами и наркоторговцами в горах (для этого больше подходит "Черная акула" и ее модификация) или с регулярными армиями противника на равнине (по словам конструкторов, для этого и предназначен Ми-28Н).

В 2004 году на проект Ми-28Н Минобороны истратило несколько сотен миллионов рублей (точная цифра - гостайна), и в государственном оборонном заказе 2005 года рассматривается изготовление установочной партии Ми-28Н, несмотря на отсутствие предварительного заключения по государственным совместным испытаниям. Ка-52 в текущем году досталось примерно в 100 раз меньше средств. Российская армия может похвастаться пока 5 "Черными акулами", 3 из которых в данный момент находятся в Центре боевого применения в Торжке. И на заводе "Прогресс" в Арсеньеве до сих пор стоят недостроенные, хоть и официально принятые на вооружение "Черные акулы", про которые оборонное ведомство, похоже, вообще забыло.

- Достройка 5 вертолетов Ка-50 потребует финансирования в размере 30% итоговой стоимости и позволит уже в 2006 году создать ударную группу для борьбы с террористическими отрядами в условиях горной местности, - сообщил "Известиям" гендиректор завода "Прогресс" Юрий Денисенко. - Вертолеты Ка-52 в 2002 году прошли первый этап государственных испытаний, но заключение до сих пор проходит рассмотрение командования ВВС.

Неофициально источники в Главкомате ВВС сообщили "Известиям", что на состоявшемся 25 октября совещании "в качестве своего рода моральной компенсации "Камову" могут быть выделены небольшие средства на достройку нескольких вертолетов Ка-50, однако о создании ударной группировки этих машин пока не может быть и речи".

Экипаж одной из "Черных акул" в 2001 году провел несколько успешных акций в Чечне. 21 октября за участие в чеченской операции одному из летчиков "Черной акулы" в Кремле вручили Золотую звезду Героя России.

- Это вертолет, который идеально подходит для работы в горах, городах и прочих местах с ограниченными условиями маневра, - говорит летчик-испытатель 1-го класса Александр Папай. - В отличие от Ми-24 или Ми-28 у "Черной акулы" нет хвостового винта, несущие лопасти короче, он маневреннее и мощнее. Вертолет делает разворот на 180 градусов не снижая скорости, может летать боком. Он оснащен, помимо прочего, системой автоматического реагирования на излучение целеуказателей с земли, ракетами с дальностью действия 8 км (у Ми-28 втрое ниже) и очень высокой точностью бортовых пушек. Не говоря уже о том, что Ка-52 - всепогодная машина, что в условиях гор решает все.

В борьбу за жизнь "Черной акулы" как вертолета для спецопераций, точечных ударов и борьбы с наркоторговцами в горных условиях уже включились комитет по безопасности Госдумы и высокопоставленные представители администрации президента. По некоторым данным, депутаты Госдумы собираются инициировать проверку Генпрокуратурой действий руководства ВВС по фактическому замораживанию проекта Ка-50 и Ка-52....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия - Наука». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка