О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пермские двигателестроители заинтересованы в успехе долговых инструментов компании "Ильюшин финанс"

Возможно ли серийное производство гражданских самолетов в России? Простой, казалось бы, вопрос сегодня вызывает сомнение у пермских моторостроителей

Возможно ли серийное производство гражданских самолетов в России? Простой, казалось бы, вопрос сегодня вызывает сомнение у отечественных производителей авиационной техники, в том числе и у пермских моторостроителей.

"В середине 90-х годов авиакомпании уверяли нас в том, что готовы принять активное участие в финансировании модернизации двигателя ПС-90А, если его межремонтный ресурс составит не менее трех тысяч часов. Поставленную задачу мы перевыполнили более чем в два раза. Теперь слово за нашими заказчиками", - отметил на одной из пресс-конференций руководитель пермского моторостроительного комплекса Александр Иноземцев.

Однако заказы на производство авиационной техники требуют глобальных затрат, источники же финансирования на сегодняшний день ограничены.

Надо заметить, что во всем мире производство авиационной техники в среднем на 85% проходит через лизинговые компании. Государство финансирует авиационный лизинг, благодаря чему производители получают заказы на выпуск самолетов и двигателей к ним. К примеру, за прошлый год правительство Вьетнама профинансировало национальную компанию "Лотос" на четыре миллиарда долларов. В результате вьетнамцы смогли если не развить свою авиационную промышленность, то, по крайней мере, существенно расширить парк самолетов. А что же Россия? Аналогичная сумма финансирования по текущему году у нас составила 350 миллионов долларов. В будущем году государство планирует вложить в авиационный лизинг не более 200 миллионов долларов. Следовательно, и без того небольшой, объем заказов еще сократится, что, безусловно, поставит в тяжелое положение как производителей самолетов, так и двигателестроителей.

Как можно выйти из такой ситуации и привлечь необходимые для развития производства деньги? Один из способов - проведение эмиссии ценных бумаг. То есть для того чтобы свести риск затухания авиационного производства к минимуму и сохранить темпы исполнения заказов, необходимо осуществить облигационный или вексельный заем. Именно таким путем и решила пойти компания "Ильюшин финанс", которая уже не первый год сотрудничает с предприятиями пермского машиностроительного комплекса. Перспективы размещения вексельного займа ильюшинцев можно оценивать по-разному, однако очевидным на сегодняшний день становится тот факт, что реализация долговых инструментов "Ильюшин финанс" не может не отразиться на деятельности пермского моторостроительного комплекса, а следовательно, и на экономике нашего региона в целом.

- Из всего холдинга Ильюшина более тесные контакты мы имеем с компанией "Ильюшин финанс", которая финансирует и строительство самолетов на предприятиях Воронежа, и саму работу КБ Ильюшина, - поясняет директор программы авиадвигателей ОАО "Пермский моторный завод" Олег Королев. - За 2003-2004 годы объем продаж ПМЗ по заказам "Ильюшин финанс" составил более двух миллиардов рублей. В этом году мы получили от них заказ на производство девяти новых двигателей ПС-90А для двух самолетов Ил-96-300. Это очень важный для нас заказчик, и мы с ним работаем достаточно эффективно. В частности, совместно готовим проект контракта на поставку двигателей для шести самолетов Ил-96, предназначенных для компании "Аэрофлот". Этот контракт уже в стадии окончательного заключения, думаю, что до конца года мы его подпишем. Однако возможности компании в плане привлечения к финансированию производства государственных источников пока ограничены. За прошлый год компанией "Ильюшин финанс" из различных внебюджетных источников было привлечено в авиационный лизинг около 50 миллионов долларов. Однако этих средств недостаточно, ведь на 50 миллионов долларов можно произвести всего лишь два самолета Ту-204 или один самолет Ил-96.

- Как вы оцениваете перспективы эмиссии ценных бумаг компании "Ильюшин финанс", которая будет представлена в нашем регионе вексельным займом? - Я считаю, что векселя "Ильюшин финанс" станут достаточно привлекательным средством капиталовложения в том случае, если государство даст инвесторам определенные гарантии. Думаю, данная эмиссия ценных бумаг скорее всего будет поддержана администрацией Пермской области - ведь деньги, вложенные в векселя "Ильюшин финанс", по идее, должны вернуться в наш регион. Посудите сами: сегодня стоимость двигателей от общей стоимости самолета составляет 25%.

То есть четверть всех денег, которые будут вложены в долговые инструменты "Ильюшин финанс", могут прийти к нам обратно в виде заказов на производство двигателей. А часть денег вернется в виде налогов на прибыль в областной бюджет.

- Считаете ли вы, что отечественному самолетостроению необходима государственная поддержка и в чем она могла бы выражаться? - Отечественному авиастроению государственная поддержка нужна обязательно! Ни в одном государстве ни одна авиастроительная фирма не обходится без государственной поддержки. Открытым способом это, конечно, не происходит, особенно в тех странах, которые входят в ВТО. Но делается это там частично другим образом: все эти фирмы получают заказы на коммерческие и на военные двигатели. Естественно, что производство военных авиадвигателей финансируется из государственного бюджета. На эти деньги приобретается оборудование, внедряются новые технологии по производству оборонной продукции, однако потом все эти уже опробованные технологии применяются и при строительстве авиадвигателей для гражданских самолетов. Поэтому затраты на производство и, как следствие, цена двигателей становятся существенно ниже. Например, после теракта в США фирма Boeing стала выпускать вместо пятисот самолетов триста и тут же получила государственный заказ на производство ста военных заправщиков. Поэтому я считаю, что армия должна заказывать у нас самолеты и двигатели к ним.

К сожалению, пока государственный заказ крайне мал. Когда-то "Пермские моторы" изготавливали двигатель Д-30 для самолетов Ту-134, но в то же время они производили двигатели Д-30Ф6 для самолета МиГ-31. И за счет государственных вливаний завод мог развиваться. Сегодня этого нет - ни одного заказа ни на ремонт, ни на изготовление военных двигателей нам не предлагается.

Однако государство может нас поддерживать не только заказами на производство военной техники. Я уже затронул вопрос о государственных гарантиях вексельного займа. Государство может помочь сделать этот долговой инструмент привлекательным - следовательно, авиастроители и двигателестроители смогут привлечь необходимые средства для развития своего производства....
Авторские права на данный материал принадлежат «Регион-Информ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка