Опубликовано: 12.11.2004, 18:34
 

"Саяхат": полет нормальный


[image]

Вчера исполнилось 15 лет со дня образования первой в Советском Союзе и Казахстане частной авиационной компании "Саяхат". В истории становления пионера частной авиации как в капле воды отразился путь развития молодого суверенного государства. Уже стали историей уникальнейшие авиаперевозки первых тенге. Президент авиакомпании "Саяхат" Владимир Куропатенко с гордостью вспоминает дни, когда государство доверило перевезти первую национальную валюту именно этой компании.

Скептики могут предположить, что в те годы в Казахстане было ограниченное число летчиков, хорошо владевших английским языком, а значит, и выбор был не так велик. Но саяхатовцы блестяще выполнили поставленное перед ними государственное задание. И Правительство вновь именно им доверило доставить в страну первые национальные паспорта.

- Сегодня, по истечении многих лет, об этом уже можно рассказывать, - говорит Владимир Васильевич. - Летчики, перевозившие ценные грузы, подписывали обязательства не разглашать государственную тайну. Возможно, и сами точно не знали, что возят, могли только догадываться.

Можно и дальше перечислять ряд уникальнейших авиаперевозок, совершенных саяхатовцами, во время которых проявились их высокий профессионализм и просто смекалка. К примеру, как-то поступил заказ перевезти из Венгрии 40 тонн мороженого. В Венгрии - плюс 30 градусов, в Алматы - плюс 35, а на борту лайнера холодильника нет. Причем заказчики предупредили, что для мороженого требуется температурный режим минус 5 градусов, даже минус 6 нельзя, иначе молочный продукт начнет кристаллизовываться. Что делать? Летчики сумели-таки выйти из положения: они разгерметизировали грузовую кабину таким образом, что температура понизилась до минус пяти. В итоге венгерское мороженое в целости и сохранности было доставлено в Алматы.

Кстати, сегодня гости, приезжающие в наш гостеприимный город, непременно стараются побывать на его новой площади, чтобы полюбоваться красивым памятником - монументом Независимости Казахстана. Мало кто из них задумывается, как он был доставлен в Алматы. И еще меньше людей, наверное, знают, что стелу, взметнувшуюся сегодня высоко в небо, в свое время доверили перевезти из Прибалтики летчику "Саяхата" Амантаю Жолдыбаеву (ныне он возглавляет Госавианадзор Казахстана), а президента авиакомпании Владимира Куропатенко включили в состав государственной комиссии по установке монумента Независимости.

- Владимир Васильевич, расскажите, как все-таки возникла дерзкая по тем временам идея создания частного авиаперевозчика?

- В 1987 году я учился в Академии гражданской авиации СССР, где готовили организаторов производства, то есть высший командный состав. К этому времени я уже работал заместителем командира 191-го летного отряда Бурундайского авиапредприятия. Сама жизнь заставляла нас заниматься не только организацией летной работы и безопасностью полетов. Нам необходимы были серьезные экономические основы организации работы в целом. В академии у нас собралась инициативная группа, и мы, благодаря своим экономическим расчетам, предложили руководству план по срочному созданию альтернативных Аэрофлоту компаний. К сожалению, наши идеи не нашли должного отклика.

После окончания Академии ГА я вернулся в Алма-Ату, меня направили работать заместителем директора алма-атинского аэропорта. Вот тогда-то я со своими единомышленниками и решил осуществить идею, которая родилась еще в стенах альма-матер. Мы изучили авиарынок, маршруты, которые еще не были освоены, и выяснили, что грузоперевозками в Казахстане занимался лишь Бурундайский авиаотряд. Да и то на маленьких самолетах Ан-26, поэтому мы решили стать первой частной транспортной авиакомпанией.

Создали инициативную группу и, используя закон о кооперативах, 10 ноября 1989 года мы зарегистрировались как государственная кооперативная авиационная фирма "Саяхат".

- ...И сразу приобрели первый самолет, иначе не могло быть и речи о существовании самой авиакомпании?

- Не все так просто, становление компании было очень тяжелым. Да, у нас не было ни самолетов, ни какой-либо другой техники, для их покупки деньги нужны были как воздух. А где их взять? Вот мы и решили начать работу... со сбора металлолома. Аэропорт в то время нуждался в срочной чистке, и наши услуги оказались кстати. Мы отделяли цветной металл от черного и в аэропорт обратно же и сдавали. Так у нас появились первые финансы.

Дальше мы занялись "туманным" вопросом. Мы использовали разработки НИИ Гидрометцентра СССР и под его контролем рассеивали жидкий азот. Таким образом принесли колоссальную пользу, у нас был стопроцентный успех - вокруг туман, казалось, самолеты из-за неблагоприятных метеоусловий должны были уходить на запасные аэродромы, а они садились в алма-атинском аэропорту. В те годы благодаря нашей работе было сэкономлено около 600 миллионов советских рублей!

Таким образом появились деньги, и наконец летом 1990 года мы смогли совершить свой первый авиарейс из Алма-Аты в Туркестан... Сегодня же на долю "Саяхата" приходится около 65 процентов от общего объема грузоперевозок, ежегодно мы перевозим около десяти тысяч тонн народно-хозяйственных грузов.

- Когда все-таки в Казахстане появился первый частный самолет?

- Это произошло через четыре года после основания авиакомпании, когда в 1992 году мы смогли получить банковский кредит. На эти деньги приобрели российский Ил-76. В действительности это знаменательное событие произошло далеко не так просто, как может показаться. В то время, чтобы купить самолет в собственность, требовалось постановление самого Совета Министров республики.

Зарегистрировав в 1989 году "Саяхат", мы вместе с Николаем Алексеевичем Кузнецовым (единственный в гражданской авиации СССР дважды Герой Социалистического Труда, он в советские годы возглавлял Казахское управление гражданской авиации) не раз бывали на приеме у председателя Совета Министров Казахской ССР Узакбая Караманова, чтобы получить разрешение на приобретение самолета. В конце концов предсовмина подписал: "Разрешить приобретать самолеты из собственных средств авиакомпании "Саяхат". Казалось бы, вот оно, долгожданное разрешение. Но, несмотря на совминовское "добро", Министерство авиационной промышленности СССР не признавало за нами этого права. Но мы преодолели и этот высокий барьер.

Неудивительно, что не раз опускались руки, особенно когда перед тобой в очередной раз возникала стена бюрократии. Здесь я хочу сказать слова благодарности Президенту Нурсултану Назарбаеву. Если бы он нас вовремя не поддержал, еще неизвестно, смогли бы мы купить самолеты и получить шанс развиваться. Помню, как 14 января 1992 года я выступил перед Главой государства на совещании транспортников и рассказал о сумасбродстве чиновника от авиации, который в своем рвении дошел до того, что запретил нам перелеты над воздушной территорией Казахстана! Бывало и так, что подарки для фонда "Бобек" мы вынуждены были возить самолетами в Киргизию и уже на автотранспорте - в Казахстан. Нурсултан Абишевич прямо во время совещания потребовал отчета у этого чиновника. Ничего вразумительного он, конечно, не смог ответить, а через некоторое время его сняли с должности...

- Известно, что авиационная отрасль требует больших затрат, многие самолеты уже давно отлетали свой ресурс. Как обстоят дела в "Саяхате"?

- При Советском Союзе, согласно ГОСТу, примерно каждые пять лет требовалось проводить капитальный ремонт воздушных судов. А сегодня он дорогой, не у всех есть такие деньги. В связи с этим, думается, нам выгоднее приобретать все-таки российские самолеты, так как вся наша инфраструктура приспособлена под них.

Наша компания сегодня имеет в собственности семь самолетов, четыре из них - грузовые машины. Все они российского производства. Закупая у России технику, мы предварительно сделали экономические расчеты и пришли к выводу, что на внутреннем рынке выгоднее использовать, к примеру, не "Фоккер", а Ан-74ТМ. Эта машина перевозит до шестидесяти пассажиров, и дальность полета у нее около 3,5 тысячи километров. Такой показатель для нас оптимален, так как протяженность Казахстана из одного конца в другой более двух тысяч километров. Кстати, Китай заказал России десять таких самолетов.

На наших просторах без надежной авиации никак не обойтись. Причем летчики - элитная техническая интеллигенция. Нам необходимо сохранить громадный опыт и добрые традиции, накопленные поколениями авиаторов республики, профессионализм и преемственность кадров.

Поэтому в день рождения нашей компании хочу сказать своим коллегам, что места в синем небе хватит всем, но уж если ты взял высоту, то держи ее достойно.

 

Дайджест прессы за 12 ноября 2004 года | Дайджест публикаций за 12 ноября 2004 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Казахстанская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ан-26, Ил-76 МД, Ил-76, Саяхат (в процессе тестирования)