О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небо, как и море, на куски не делится

В структуре Вооруженных сил РФ грядут грандиозные преобразования. Делаются попытки оспорить трехвидовую оргструктуру Вооруженных сил

В структуре Вооруженных сил РФ грядут грандиозные преобразования. Для разработки концепции привлечены эксперты Генштаба и ученые Академии Генштаба. По одной из версий главкоматы будут преобразованы в управления Минобороны. Предлагается коренным образом изменить стратегические основы применения военной мощи страны. Наряду с этим делаются попытки оспорить трехвидовую оргструктуру Вооруженных сил.

Долгая эволюция

До Петра I в нашем Отечестве имела место устойчивая одновидовая оргструктура Вооруженных сил (ВС), в нынешней терминологии - Сухопутные войска. Одним из исторически важных результатов правления Петра I явилось создание нового вида ВС - Военно-морского флота.

После Революции 1917 г. Советская Россия (с 1922 г. - Советский Союз) явилась преемником дореволюционной оргструктуры ВС прежней России, ослабленной и значительно разрушенной за годы Первой мировой войны, а затем Гражданской войны.

Впервые самолеты, как средство вооруженной борьбы, нашли применение в Балканской войне 1912 г. В мае 1912 г. Госдума России принимает Закон "Об отпуске средств на финансирование авиационных отрядов и укомплектовании их материальной частью". 12 августа 1912 г. по военному ведомству России издается приказ # 307 о введении в действии штата воздухоплавательной части, и эта дата по праву считается началом создания третьего вида ВС России - ВВС.

На строительство Военно-воздушных сил России, как вида Вооруженных сил, потребовался период времени почти в 30 лет (12.8.1912 - 29.6.1941 гг.). Высшее военное руководство СССР за основу строительства ВВС в предвоенный период приняло принцип децентрализованного управления ВВС. Руководство ВВС Красной Армии осуществилось не Главкоматом ВВС, а через Главное управление ВВС Генерального штаба. В соответствии с этим, многочисленные ВВС, имевшие перед началом ВОВ только в приграничных военных округах 7009 боевых самолетов (против 4950 немецко-фашистских), были разделены и розданы "по дворам": ВВС военных округов - 40,5%; общевойсковые армии - 43,7%; армейские корпуса - 2,6%. И только 13,2% боевого состава советских ВВС - Дальнебомбардировочная авиация - имели централизованное управление - подчинялись ВГК.

Фронтовая авиация оказалась рассеянной по 186 оргструктурам, подчинена самым различным командным инстанциям (фронт, армия, корпус). Первые же дни Великой Отечественной войны показали, что организовать взаимодействие между таким количеством разноподчиненных оргструктур авиации с целью сосредоточения основных сил ВВС на главном направлении действий своих войск (войск противника) оказалось весьма трудным и требовало затраты неоправданно большого времени. Каждый общевойсковой командир (командующий) считал, что непосредственно подчиненная ему авиация нужнее всего для обеспечения военных действий его войск, а не войск соседа.

Практическая реализация такой концепции строительства ВВС Красной Армии привела к разгрому советских ВВС: за первые 18 суток начального периода войны советские ВВС потеряли 72% боевых самолетов от общего их состава приграничных военных округов.

Третий вид ВС

Приказом НКО СССР от 5 мая 1942 г. коренным образом была реорганизована оргструктура Военно-воздушных сил. На базе ВВС военных округов, ВВС ОА, войсковой авиации (корпусные авиаэскадрильи) были сформированы воздушные армии (ВА) - мощные авиационные объединения, непосредственно подчиненные командующему ВВС Красной Армии и оперативно - командующим войсками фронтов. В течение 1942 г. было сформировано 13 ВА. Коренная реорганизация оргструктуры ВВС КА сыграла (в сочетании с выполнением ряда других мероприятий) решающую роль в завоевании стратегического господства в воздухе советскими ВВС к лету 1943 г.

Таким образом, отечественные Вооруженные силы к концу первой половины 1942 года организационно становятся трехвидовыми: Сухопутные войска; Военно-морской флот; Военно-воздушные силы. Трехвидовая оргструктура отечественных ВС в полной мере соответствовала и соответствует содержанию основополагающего понятия военного искусства - "Вид Вооруженных сил", а именно: "Вид Вооруженных сил - часть Вооруженных сил государства для ведения военных действий в определенной сфере (на суше, на море, в воздушном пространстве). Каждый вид Вооруженных сил состоит из родов войск (сил); специальных войск и тыла. Вид Вооруженных сил возглавляется командующим (главнокомандующим) и имеет штаб".

На основе опыта

Важно привести такой факт. Перед агрессией фашистской Германии против СССР ее ВС состояли из трех видов: СВ, ВМФ, ВВС (Люфтваффе). Основу ВВС Германии составляли воздушные флоты (ВФ) - оперативно-стратегические объединения. В состав каждого ВФ, кроме авиационных корпусов (дивизий), были включены корпуса зенитной артиллерии (ЗА). Следовательно, мировой опыт строительства авиации свидетельствует, что еще в первой половине XX века имело место включение в оргструктуру ВВС соединений ПВО - корпусов ЗА - основного по тому времени средства ПВО. Этот опыт явился основой того, что современные Военно-воздушные силы США и других крупных государств НАТО имеют в своей оргструктуре силы и средства ПВО (ИА, ЗРК и др.).

Известно, что основу военных действий составляют наступление и оборона. Таким образом, характерной, отличительной чертой вида Вооруженных сил является его способность вести как наступление, так и оборону в присущей ему главной физической сфере вооруженной борьбы: на суше, на море или в воздушном пространстве. Войска ПВО способны вести только оборону - один вид военных действий. Они по своей природе не способны вести наступательные действия: например, уничтожать самолеты противника на аэродромах, топить корабли-носители высокоточных КРМБ, задерживать выдвижение резервов противника путем разрушения мостов и т.п.

Если не учитывать рассмотренную определяющую черту вида ВС, то тогда силы и средства противолодочной обороны, особенно США и России, по логике сторонников ПВО как вида ВС, должны быть организованы в вид ВС. Однако ни в прошлом, ни в настоящее время, ни в нашей стране, ни в странах Запада, включая США, не возникала и не возникает идея создания вида ВС, способного решать только задачи противолодочной обороны и называемого, к примеру, так: войска Противолодочной обороны (ВПЛО).

Опыт боевого применения отечественной военной авиации в Первую мировую и Гражданскую войны послужил основой для разработки в 1919 г. Полевым управлением авиации и воздухоплавания при Реввоенсовете республики "Наставления по применению авиации на войне". В эпиграфе к "Наставлению" предельно кратко, ясно и емко была сформулирована практическая значимость господства в воздухе: "В современной войне будет иметь перевес тот, кто господствует в воздухе". И это было провозглашено 85 лет тому назад!

Этот эпиграф впоследствии стал одним из основополагающих принципов отечественного военного искусства, нашел отражение в уставных документах ведущих стран мира, в том числе в Уставе ВВС США АРМ 1-1 - Основной воздушно-космической доктрине США.

Все это свидетельствует об общепризнанной непреходящей значимости борьбы за завоевание и удержание господства в воздухе и роли ВВС в ней; важности задач, которые должны быть решены в интересах борьбы за завоевания и удержание господства в воздухе (уничтожение самолетов противника на аэродромах и в воздухе; поражение многоцелевых авианосцев и кораблей - носителей высокоточных КРМБ; поражение предприятий авиационной промышленности и др.).

Делить ли небо?

Однако есть и другое мнение, принадлежащее почетному профессору Военной академии ПВО имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова Ивану Ерохину, опубликованное им в книге "Зигзаги военной реформы и путь ее решения" (Тверь, 2002). Приведем его дословно: "...задача поражения базирования, а значит, и в целом борьба с современным воздушным противником, в том числе по завоеванию господства над ним, вообще перестала быть задачей для отставшей на сегодня в своем развитии ударной авиации России. Потрясающе, но факт: современный воздушный противник - не объект борьбы нынешних преобразованных ВВС России! Они остались только как средство наземной борьбы и только на поле боя".

"Беда нынешней России в том, что пресловутое "господство в воздухе", разумеется, над территорией противника в зоне его ПВО, нашими реликтовым ВВС эпохи наземных войн XX века над современными ВВС и ПВО индустриально развитых государств не завоевать".

Комментировать приведенные выше явно несостоятельные, безосновательные мысли почетного профессора авторы не собираются: подготовленный читатель газеты "Независимое военное обозрение" без труда разберется в их несостоятельности.

На основании обобщения опыта войн, результатов теоретических исследований предлагается следующее содержание понятия "господство в воздухе". Под господством в воздухе понимается такая обстановка в воздушном пространстве, созданная активными действиями всех видов Вооруженных сил, при решающей роли Военно-воздушных сил, при которой достигается выгодное соотношение сил в воздухе; наша авиация, силы (средства) ПВО владеют инициативой и способны навязать свою волю, не встречая организованного и эффективного противодействия со стороны авиации и сил (средств) ПВО противника; тыл страны функционирует без существования сбоев.

В современных условиях в военном строительстве США и НАТО особое место отводится развитию Военно-воздушных сил, как виду ВС, который рассматривается высшим государственным и военным руководством США одним из первоочередных гарантов национальной безопасности страны. С этой целью в США ведутся конкретные работы по ряду новых программ в рамках создания боевых самолетов шестого поколения. В настоящее время и в обозримом будущем командование ВС США планирует применение космических сил и средств только в интересах всестороннего оперативного обеспечения действий ВВС, ПВО, ВМС (разведка, РЭБ, навигация, связь).

В течение девяти послевоенных лет (1945-1954 гг.) трехвидовая оргструктура ВС СССР укреплялась качественно. Это проявилось в перевооружении ВВС на реактивные самолеты, испытаниях ядерного оружия, в активной разработке высокоточного оружия (ВТО) различных классов ("воздух-воздух", "воздух-поверхность" ("воздух-корабль"), "поверхность-поверхность").

Хрущевский эксперимент

С приходом к руководству СССР Никиты Хрущева и его соратников вопреки опыту Великой Отечественной войны, опыту строительства ВС в СССР и ведущих странах мира, когда трехвидовая оргструктура Вооруженных сил стала общепризнанной и, по существу, типовой, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27.5.1954 г. вводится должность Главнокомандующего войсками ПВО страны в ранге заместителя МО СССР. Этим решением руководство СССР волюнтаристски преобразует трехвидовую структуру ВС СССР в четырехвидовую: СВ, ВМФ, ВВС, ВПВО. За этим последовала серия "реформаторских" решений, особенно в области строительства ВВС, которые, как правило, давали негативный результат. В воздушном пространстве Советского Союза устанавливается своеобразное двоевластие: за ход и исход военных действий в единой физической сфере вооруженной борьбы - воздушном пространстве фактически стали отвечать и Главнокомандующий ВВС, и Главнокомандующий ПВО (с 1954 г.).

Ярким историческим примером неприемлемости нахождения неба под ответственностью двух Главкоматов (ВВС, ВПВО) служит беспрецедентный полет 28 мая 1987 года немецкого летчика Руста на учебном самолете Цесна-182, беспрепятственно пролетевшего через Ленинградскую и Московскую зоны ПВО с посадкой на Красной площади. Самолет не был перехвачен ни средствами ПВО, ни средствами ВВС.

Невольно встает вопрос: почему в развитых странах мира, прежде всего в США и в странах НАТО, в оргструктурах их ВС нет самостоятельного вида ВС - ПВО (ВПВО)? Ответ на поставленный вопрос один, проверенный опытом войн, учений и результатами исследований: ответственность за небо, как и другие физические сферы вооруженной борьбы, должна быть сосредоточена в одних руках, под единым командованием, ибо небо над любой страной мира одно. Его нельзя "раздавать по кускам ответственности", как нельзя ставить на капитанский мостик корабля двух равных капитанов. При дроблении ответственности (старшинства) за безопасность неба по разным "хозяевам" можно в короткое время отдать небо врагу. История войн XX в. - самое убедительное доказательство.

После создания в 1954 г. нового вида ВС - ВПВО военно-политическое руководство СССР во главе с Хрущевым стало на путь, по существу, разрушения Военно-воздушных сил. Директивой МО СССР # 30660 от 29.4.1956 г. ликвидируется штурмовая авиация (ША) - основной род авиации для осуществления авиационной поддержки войск (А.п.в.), без которой Сухопутные войска, как показывает опыт ВОВ, не могли вести успешные военные действия.

Только с февраля 1980 г., более чем через четверть века после безосновательной ликвидации ША как рода авиации, в ВВС Советского Союза начала возрождаться штурмовая авиация: в ЗакВО был сформирован первый авиаполк ША на самолетах Су-25.

Жертвы ядерной гонки

В сентябре 1954 г. свершилось историческое событие в жизни нашей Родины: на полигоне Тоцкое с дальнего бомбардировщика Ту-4 впервые в СССР была сброшена ядерная бомба. Дальняя авиация (ДА) становится основополагающей составляющей СЯС СССР: в 1958 г. в ее состав вошли первые соединения БР "земля-земля" с ядерными зарядами (в состав 43 и 50 воздушных армий ДА, сформированных в 1946 г.). Таким образом, в 1958 г., через 17 лет после образования (1941 г.) третьего вида ВС СССР - ВВС, они сосредоточили в своей оргструктуре все компоненты стратегического ядерного оружия: и ядерные бомбы, и КРВБ, и баллистические ракеты класса "земля-земля".

Следовательно, Военно-воздушные силы СССР, с одной стороны, явились родоначальником СЯС, а с другой стороны, стали основой для строительства качественного нового вида ВС Советского Союза - РВСН - пятого вида ВС страны. В состав формируемых РВСН были переданы 17 инженерных полков, переформированных из авиаполков Дальней авиации; управления 43 и 50 ВА ДА с фондами; три управления авиадивизий ДА. Командующие ВА генералы Тупиков Г.И. и Добыш Ф.И. были переназначены в РВСН.

В США не создавался вид ВС, подобный РВСН. Но от этого США не перестали быть ядерной сверхдержавой. Они сэкономили большие средства, не создавая сверхдорогой вид ВС - РВСН. В мире советскому опыту последовал только Китай. В его ВС создан четвертый вид ВС - Стратегические РВ.

С созданием пятого вида ВС - РВСН руководство СССР сделало основную ставку в решении вопросов мира и войны на ядерное оружие. Никита Хрущев в 1961 г. заявил, что самолеты-бомбардировщики в случае войны будут все или почти все сбиты средствами ПВО противника. Основанием для такого заявления явился "эксперимент" в одном из НИИ ВВС (Владимировка). При подготовке "эксперимента" были расставлены средства ПВО на заранее известных маршрутах и высотах полета новейших по тому времени реактивных бомбардировщиков Ил-28 (без экипажей). Большинство самолетов Ил-28 в этом "эксперименте" были сбиты зенитными средствами. В результате было принято государственное решение об упразднении фронтовой бомбардировочной авиации (ФБА). Одновременно с этим подлежали исключению из боевого состава ВМФ крупные надводные корабли. В ввузах расформировались кафедры бомбардировочной и штурмовой авиации.

В начале 1980 г. советские ВВС подверглись очередному "реформированию". Воздушные армии ФА были реорганизованы в ВВС военных округов, которые, в свою очередь, были разделены на фронтовой и армейский комплекты. Это привело к полной децентрализации управления ВВС, что, как известно, явилось одной из основных причин поражения советских ВВС в начальный период Великой Отечественной войны. Кроме этого было расформировано командование ДА; распущены отдельные ТБАК и осуществлен ряд других мероприятий, приведших к значительному снижению национальной безопасности страны в военной сфере.

Возвращение к оптимуму

В современных условиях и на обозримую перспективу в качестве стратегического средства сдерживания следует считать не только ядерное оружие, но и ВТО большой дальности класса "воздух-поверхность" ("воздух-корабль"), "поверхность-поверхность", ("корабль-поверхность) в обычном снаряжении, а именно КРМБ и КРВБ средней и большой дальности. Высказанное положение приобрело большую значимость после подписания президентом США 23 июня 1999 г. закона о развертывании национальной ПРО (НПРО). Одним из вариантов реагирования с нашей стороны на этот закон является довооружение ДА высокоточными крылатыми ракетами. Подобными КРВБ Дальняя авиация будет способна наносить эффективные авиационные удары по важным объектам тыла потенциального агрессора.

При руководстве Хрущева в течение 4 лет оргструктура ВС СССР из трехвидовой, общепризнанной в мире, превратилась в пятивидовую (СВ, РВСН, ВВС, ВПВО, ВМФ) - единственную в мире, самую сложную в управлении и самую затратную в содержании. Несмотря на все эти негативные качества, она была незыблема в нашем Отечестве в течение 40 лет - 1959-1999 гг.

Президент РФ 16 июля 1997 г. подписал Указ "О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры". Одним из важных положений Указа явилось следующее: "До 1 января 1999 года преобразовать Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны в вид Вооруженных сил Российской Федерации - Военно-воздушные силы".

Указом было положено начало решения важнейшей проблемы военного строительства в России: в начале переход от пятивидовой к четырехвидовой оргструктуре Вооруженных сил России: РВСН, СВ, ВВС, ВМФ; а затем - к трехвидовой оргструктуре ВС (СВ, ВВС, ВМФ); определены значимость в военном строительстве и место в военной реформе России создания качественно нового вида ВС - Военно-воздушных сил на основе ВПВО и ВВС. Такая интеграция двух видов ВС в один вид ВС в нашем Отечестве осуществлена впервые.

Предназначение преобразованных ВВС может быть таким: ВВС - вид ВС, предназначенный для отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты от ударов с воздуха административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важных объектов страны и группировок войск (сил), поражения объектов и войск противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, а также для обеспечения боевых действий войск (сил) других видов и родов войск.

Для реализации такого предназначения российские ВВС должны иметь достойный боевой состав, включающий авиацию, зенитно-ракетные и радиотехнические войска, являющиеся родами войск ВВС, также специальные войска. Важность реализации такого боевого состава российских ВВС обуславливается не только их предназначением, но и тем, что общая протяженность границ России составляет 61 031 км. Такую протяженность границ не прикроют ЗРК. Это можно сделать с определенной достоверностью общими усилиями ИА и ЗРК при надежной работе радиотехнических войск и АСУ.

По заявлению МО РФ: "Проведенные в ходе стратегического КШУ "Запад-99" исследования возможностей противовоздушной обороны подтвердили правильность и своевременность решений об объединении ВВС и ВПВО в один вид Вооруженных сил". Главными преимуществами оргструктуры преобразованных ВВС перед ВВС предшествующей оргструктуры являются следующие:

Во-первых, в оргструктуре преобразованных ВВС заложена возможность значительного сокращения времени на организацию и поддержание взаимодействия между авиационными соединениями (частями) и соединениями (частями) ПВО, особенно в армиях ВВС и ПВО.

Во-вторых, создаются реальные условия по повышению эффективности боевых действий родов ударной авиации (БА, ША) за счет усиления их обеспечения силами ФИА вследствие того, что значительную часть усилий ФИА по прикрытию войск и объектов тыла фронта можно переложить на соединения (части) ИА ПВО.

В-третьих, появляется возможность без значительных новых закупок авиатехники увеличить парк ударных самолетов за счет дооборудования самолетов-истребителей ФИА (например, МиГ-29) с целью применения авиационных средств поражения, особенно высокоточных, по наземным объектам (целям).

В-четвертых, создаются благоприятные условия для повышения эффективности управления силами (средствами) ВВС и ПВО в единой воздушно-космической сфере вооруженной борьбы, что приводит к укреплению национальной безопасности России в военной сфере.

13 августа 1998 г. опубликован документ государственной важности - "Основы (концепция) государственной политики Российской Федерации по военному строительству до 2005 года". В них определено: "Осуществить преобразование структуры Вооруженных сил Российской Федерации на основе концентрации сил, средств и ресурсов в трех сферах вооруженной борьбы: суша, воздух-космос, море".

В первой половине 2001 года произошло два важных события в области реформирования ВС РФ: РВСН - вид ВС РФ преобразованы в межвидовой род войск - РВСН, возглавляемый командующим РВСН; Указом президента РФ # 370 от 28 марта 2001 г. воссоздан Главкомат Сухопутных войск (СВ). Главкомат СВ был упразднен директивой МО РФ от 22.10.1997 г. # 314/12/0605. Вместо него в Генштабе было образовано Главное управление СВ.

За период с 19 июля 1997 года по конец марта 2001 г. в ходе военной реформы ВС России была решена важнейшая ее задача: Вооруженные силы Российской Федерации преобразованы из пятивидовой в трехвидовую оргструктуру. Таким образом, с конца первой половины 2001 г. Вооруженные силы России состоят из трех видов: Сухопутные войска (СВ), Военно-воздушные силы (ВВС), Военно-морской флот (ВМФ)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка