О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российские производители приспосабливаются к изменениям на китайском рынке военной авиатехники

Массированное российское присутствие - главная черта 5-й международной авиакосмической выставки Airshow China-2004, прошедшей с 1 по 7 ноября в Чжухае

Первая летная демонстрация тяжелого многоцелевого истребителя Су-27СКМ за рубежом, авиашоу российской группы воздушной акробатики "Стрижи" на МиГ-29М, а главное - массированное российское присутствие. Такими стали главные черты 5-й международной авиакосмической выставки Airshow China-2004, прошедшей с 1 по 7 ноября в Чжухае.

Вытянувшийся на десятки километров на равнине вдоль моря Чжухай то здесь, то там украшен невысокими зелеными горами. Между двумя из них и разместился городской аэропорт, на территории которого прошла выставка. Экспонатов немного - несколько небольших самолетов и вертолетов, экзотические летательные аппараты, над которыми возвышались два транспортных Ил-76, Ан-72 и Ан-38. Самая большая толпа - у российского истребителя Су-27СКМ.

- Этот многофункциональный тяжелый истребитель возник в результате глубокой модернизации Су-27, - говорит начальник департамента ФГУП "Рособоронэкспорт" по военно-воздушным силам Александр Михеев. - Модернизированный "Сухой" - это уже самолет поколения "4+", он способен поражать высокоточным оружием не только воздушные, но и наземные и морские цели. В результате его боевые характеристики стали в 2 раза выше, чем у обычной "Сушки".

Модернизированный журавль в небе

Стратегическое партнерство России и Китая в полной мере проявляется в области военной авиации. Лицензионный контракт по "Сухим" предусматривал поставку Пекину передовых российских технологий (105 комплектов Су-27СК), помощь в освоении производства сложнейшей техники. В итоге в КНР возник, как говорит Александр Михеев, "российский мини-авиапром".

Вторая часть контракта предусматривает поставку еще 95 комплектов для сборки таких же Су-27СК. С российской стороны все необходимые решения для реализации второй части контракта приняты, дело - за принципиальным согласием Китая. В Пекине пока не торопятся. "У нас, - говорят там, - есть еще 1.5-2 года, пока соберем на заводе в Шэньяне оставшиеся комплекты из первой серии". Но лицензия была выдана 8 лет назад - за это время появилась новая техника. Потому-то первая демонстрация Су-27СКМ за рубежом и была проведена именно в Чжухае: контракт ведь можно и переписать, предусмотрев поставку куда более совершенных самолетов.

Адаптация на смену конкуренции

Количество тяжелых истребителей на вооружении Китая в случае успешной реализации второй части контракта по Су-27СК и возможной продажи 24 палубных истребителей Су-30МК2 может достичь 400 машин. А вот легких машин может понадобиться куда больше: военные считают, что оптимальное соотношение тяжелых и легких истребителей в ВВС крупных стран должно составлять 3 к 7.

Сегодня Китай при поддержке российских авиастроителей ведет разработку двух истребителей легкого класса. Согласно оценкам заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, в ближайшие годы КНР готова построить по меньшей мере 220-250 одноместных и двуместных истребителей F-10 с иностранными двигателями (54 таких турбины уже поставлены московским предприятием "Салют"). Вторая машина - FC-1, создание которой в значительной степени финансируется Пакистаном. Ведется и модернизация истребителя F-7, который в Китае называют "Супер-7".

- Общий проект модернизации и платформа принадлежат КНР, - сообщил "Известиям" заместитель главного конструктора РСК "МиГ" Лев Большаков, - а "начинка", за исключением РЛС, - российская. Эта машина предназначена, кроме вооружения ВВС Китая, для поставок в Пакистан, страны Латинской Америки и черной Африки.

По оценке Большакова, помощь в модернизации F-7 - не помеха для возможных поставок истребителей "МиГ" в Китай. Нишу легких истребителей способен с успехом занять МиГ-29СМТ, впервые представленный в Чжухае. Он почти на тонну легче, чем МиГ-29М, оснащен новой РЛС, дальность полета благодаря дополнительным топливным бакам увеличилась до 3.5 тысячи километров, а бомбовая нагрузка повысилась до 4 тонн.

- На этой выставке мы предлагаем то, чего у китайцев нет, - не только сам истребитель, но и тренажер, компьютерные классы, - рассказал Большаков. - И мы готовы к гибким формам работы: к продаже "железа", к организации лицензионного производства, к совместной разработке новых машин.

Конкуренция с западными странами не страшит наших оборонщиков.

- Мы научились взаимодействовать с их стандартами, - поясняет Большаков, - перешли на открытую архитектуру бортового оборудования. Приборы, например, у нас подсоединяются друг к другу с помощью не жгутов, а стандартных шин, так что адаптировать к единой платформе можем любое оборудование. Например, на учебно-тренировочный МиГ-АТ мы ставим французские двигатели, инерциальные системы французских фирм "Талес" и "Сажем".

- Мы часто встречаемся с российскими партнерами, - вроде бы подтверждает Кристиан Жандро. - Пьем вино, шутим, пытаемся обсуждать профессиональные вопросы, но - мешает языковой барьер. Может быть, мы начнем учить русский, а наши коллеги в России - французский и немецкий, тогда будет легче...

Рынок устоялся

Выставка Airshow China-2004 в основном посвящена гражданской авиации, хотя военные машины и аэрокосмическая техника занимают в ней заметное место. Основным экспонентом выставки, проходящей каждые два года, является КНР, а Россия прочно удерживает второе место. В этом году организатор российской экспозиции -"Рособоронэкспорт" - представил в Чжухае продукцию 47 предприятий (всего в выставке принимали участие около 500 предприятий почти из 30 стран). А вот китайские предприятия, по оценкам специалистов, попридержали свою лучшую военно-техническую продукцию, не повезли ее в Чжухай. Достаточно скромно выглядели и стенды большинства ведущих производителей авиатехники и авионики из США и стран Западной Европы. "Рынок устоялся, - говорят эксперты, - очевидно, нет смысла бросать лишние деньги на выставочный ветер".

Старая, но великая история

Перспективы поставки российской военной техники Китаю отнюдь не безоблачны. В Евросоюзе активно обсуждается вопрос о снятии 15-летнего эмбарго на продажу оружия КНР. Застрельщиками выступают Франция и ФРГ, чьи фирмы прочно обосновались в секторах "двойного назначения" китайского рынка и ждут только официальной отмашки, чтобы вступить в борьбу за военные заказы.

В "Рособоронэкспорте" считают, что основная конкуренция на китайском рынке может развернуться в области палубной авиации и вертолетов. Есть, считает Михеев, перспективы и для поставок пассажирских, транспортных и вертолетов специального назначения (пожарных, полицейских, санитарных).

- Реальная "история успеха" на китайском рынке - это вертолет Ми-17, - сказал "Известиям" директор компании "Еврокоптер" по рынку в Азиатско-Тихоокеанском регионе Кристиан Жандро. - Старая, но великая история. Надеюсь, мы сможем предложить ему замену.

Даже при наличии эмбарго европейские фирмы, в первую очередь из Великобритании, Франции и Италии, умудрились в 2002 году поставить в КНР на 262 млн. долларов военной техники, сообщает журнал "Авиэйшн уик энд спейс технолоджи". Поэтому, по оценкам экспертов, решение о снятии эмбарго Евросоюзом может быть принято в ближайшие год-полтора. Министры иностранных дел стран ЕС, заседавшие 11 октября в Люксембурге, не пришли к единому мнению по этому вопросу. В Вашингтоне ждут, что будет сказано о перспективах ликвидации эмбарго на саммите КНР - ЕС, запланированном на начало декабря.

Четверть истребителей на экспорт поставит Россия

В текущем десятилетии в мире будет построено свыше 3 тыс. боевых самолетов на общую сумму около $130 млрд., считают эксперты комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. Среднегодовой мировой экспорт боевых самолетов тактической авиации составит до 210 машин. Мировой рынок истребителей в 2005-2015 гг. будет распределен между основными мировыми экспортерами следующим образом: Россия - 25%, Западная Европа - 29%, США - 31%, прочие страны - 15%. А распределение закупок истребителей по регионам в текущем десятилетии прогнозируется так: Европа и Канада - 20.4%, Южная Азия - 14.3, Юго-Восточная Азия - 19.1, Китай - 11.4, Ближний Восток и Северная Африка - 3.4, Латинская Америка -7.5, СНГ- 2.5%....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка