О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Президентские крылья

ГТК "Россия", обеспечивающая авиаперевозку первых лиц государства, в скором времени перестанет выполнять свои основные функции

ГТК "Россия", обеспечивающая авиаперевозку первых лиц государства, в скором времени перестанет выполнять свои основные функции. Президентскую авиакомпанию объединят с питерским "Пулково". Правда, будущему тандему перевозчиков, которому достанется лишь 10 самолетов "России", вряд ли удастся конкурировать на равных с "Аэрофлотом" и "Сибирью", как это предполагалось ранее. 30 лайнеров "России", в том числе и два президентских борта, уйдут "под крыло" нового летного отряда, который будет напрямую подчиняться управделами президента. В США и большинстве европейских стран авиаперевозки первых лиц государства осуществляют военно-воздушные силы.

Идею слияния двух государственных авиакомпаний - питерского "Пулково" и ГТК "Россия", которая обеспечивает перевозку первых лиц государства, правительство вынашивает уже три года. По мнению чиновников, "Пулково" помогло бы решить финансовые проблемы "России", которой для обеспечения рентабельности не хватает средств, зарабатываемых на коммерческих полетах. Программа слияния была представлена президенту в декабре 2003 года. Будущей компании даже придумали название - "Союз". Но с проведением административной реформы этот проект был отложен. Вернулись к нему чиновники лишь осенью прошлого года. Необходимый указ о слиянии был подписан Владимиром Путиным. Но главный сигнал к объединению дало постановление правительства, подписанное накануне Нового года премьер-министром Михаилом Фрадковым. В документе прописаны основные технические детали объединения. От первоначальных планов, которые позволили бы будущему авиатандему вмешаться в спор за пальму первенства с крупнейшим российским перевозчиком "Аэрофлотом", не осталось и следа.

Первое место по объему перевозок и числу находящихся в авиапарке самолетов по-прежнему занимает "Аэрофлот": за 11 месяцев 2004 года авиакомпания перевезла 6,37 млн. пассажиров, а в ее парке насчитывается 93 самолета. Второе место занимает "Сибирь", которая перевезла более 3,5 млн. пассажиров и имеет 52 самолета. Третье место у "Пулково" - 2,54 млн. пассажиров, 46 самолетов. ГТК "Россия" находится лишь во второй десятке перевозчиков - 503 тыс. человек, 41 самолет.

В постановлении правительства говорится, что прежде чем начнется слияние двух авиакомпаний, все самолеты ГТК "Россия", предназначенные для перевозки первых лиц, в том числе и президентские борта, будут выделены в отдельный летный отряд. По сути это означает, что будущий тандем перевозчиков недосчитается 30 лайнеров. "До "Аэрофлота" авиаобъединению будет так же далеко, как до Луны", - говорит руководитель консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак. Таким образом, слияние можно будет назвать номинальным. "В актив можно будет занести разве только то, что у перевозчика появится сразу две базы - в Центральном и Северо-Западном регионах. При грамотном управлении с их помощью можно попытаться развить маршрутную сеть и увеличить объемы перевозок", - считает эксперт.

С другой стороны, разделение ГТК "Россия" перед объединением на две части эксперты считают логичным. "Перевозкой первых лиц все равно пришлось бы кому-нибудь заниматься. Сложно представить себе коммерческую компанию, которая занималась бы нерентабельным делом", - говорит Рыбак. По его словам, "в тех же США и большинстве стран Западной Европы перевозка первых лиц вообще находится в ведении ВВС".

Таким образом, несмотря на слияние ГТК "Россия" с "Пулково", чиновники все равно будут пользоваться привилегией летать на собственных самолетах в прежних объемах. Новая президентская авиакомпания будет называться, скорее всего, "Первый летный отряд", контролироваться Федеральным агентством воздушного транспорта и находиться в ведении Управления делами президента. При этом, как и ГТК "Россия", она будет полностью финансироваться из федерального бюджета.

Кто на чем летает

Сегодня в мире существует около 200 самолетов, предназначенных для перевозки первых лиц государств - президентов, премьер-министров, монархов, а также членов их семей и правительств.

Борт № 1 в России - дальнемагистральный авиалайнер Ил-96. Скоро ему на смену придет новый самолет, построенный на базе модифицированного Ил-96-300.

Президент Франции Жак Ширак летает на Boeing 747, Boeing 777-200 и на Airbus А310-300. Канцлер Германии Герхард Шредер также предпочитает другим лайнерам А310-300, а британский премьер Тони Блэр - самолет ВАе-146 компании British Aerospace. Обслуживает Блэра, членов монаршей семьи и британского правительства 32-я эскадрилья королевских ВВС.

Самолет президента США Джорджа Буша-младшего с позывными "Air Force One" принадлежит американским ВВС. Хозяин Белого дома может выбрать любой из двух модернизированных Boeing 747-200В, местом постоянной "прописки" которых является база ВВС США "Эндрюс" в штате Мэриленд.

Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, не испытывающий недостатка в личных самолетах, отправляется делать официальные и государственные визиты на борту Airbus A319.

Самые либеральные политики живут в Скандинавии. Премьер-министры Швеции, Финляндии и Норвегии, как правило, летают на обычных рейсовых самолетах. Впрочем, на случай официальных визитов шведское правительство располагает двумя лайнерами Gulfstream IV, которые используют премьер, министры кабинета и члены королевской семьи. Но летать обычным рейсом выгоднее, и если это возможно, шведы так и делают....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка