Источник: газета «Военно-промышленный курьер»
Автор: Игорь Мошинец
Опубликовано: 11.02.2005, 09:31

Часть особого назначения

К 60-летию создания отдельного смешанного авиационного полка


Это одна из самых необычных частей ВВС России. Она, например, выполняет специфическую задачу - обеспечивает реализацию договора "Открытое небо": ее машины совершают наблюдательные полеты над территориями иностранных государств. По линии ОБСЕ в 1995 г. выполнялись полеты над Боснией. В 1997 г. экипаж на самолете Ан-30 перелетел через Атлантику для осуществления наблюдательных полетов над США и Канадой. В настоящее время экипажи полка летают над Западной Европой и Азией.

История становления и развития этого транспортного авиаполка многогранна и своеобразна, а началась она в 1945-м - накануне окончания Великой Отечественной войны.

20 февраля 1945 г. - дата рождения части. Место рождения - поселок Мезеритц (Германия). Первым командиром был назначен бывший старший помощник начальника отдела боевой подготовки управления 16-й воздушной армии по штурмовой авиации гвардии майор Вялков. Под его непосредственным руководством часть была окончательно сформирована 4 марта 1945 г., тогда ее личный состав насчитывал 155 человек.

До окончательного разгрома фашистской Германии оставалось совсем немного времени, но полк принял активное участие в боевых действиях. На его вооружении в то время находились самолеты: Ли-2, Ще-2, Ша-47, По-2, Зибель-204-Д-1. За мужество и героизм, проявленные при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны, офицерам полка подполковникам И.Ф. Матвееву и В.В. Сапожникову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Одним из главных событий в истории полка стал день 19 июня 1945 г., когда командующий воздушной армией отдал приказ о выделении из состава части лучшего экипажа для выполнения ответственного и почетного задания - доставки Знамени, водруженного над рейхстагом, из Берлина в Москву для участия в Параде Победы. Почетная миссия была поручена экипажу под командованием старшего лейтенанта П.И. Югера.

После окончания Великой Отечественной войны транспортный авиационный полк долгое время базировался на различных аэродромах Германии. В тот период он выполнял такие оперативные задания, как перевозка грузов, почты, офицеров штаба, обеспечение летно-тактических учений. Летным экипажам приходилось совершать перелеты из Германии по всем аэродромам Советского Союза в различных метеоусловиях. Хорошая профессиональная подготовка летного и технического состава позволяла вовремя и с отличным качеством выполнять задания командования Военно-воздушных сил.

Шли годы. Устаревшая авиационная техника сменялась новыми, современными для того времени транспортными самолетами. В полк поступили Ил-14, Ан-24.

И в 1960-е гг. была напряженная работа: выполняли специальные задания командования Группы советских войск в Германии и воздушной армии по переброске войск, боевой техники над территорией стран Варшавского Договора в различные регионы. Несколько лет подряд полк признавался лучшим среди воинских частей воздушной армии и награждался переходящим призом военного совета. Следующее десятилетие шло активное освоение новой авиационной техники: самолетов Ан-26, Ан-12, вертолетов Ми-8. Теми же типами машин полк оснащен и сегодня.

В 1980-е гг. полк принимал участие в обеспечении целого ряда учений, проводимых министром обороны СССР, главнокомандующим Объединенными вооруженными силами Варшавского Договора, главнокомандующим ГСВГ, добился заслуженного авторитета и уважения.

В сложный период реформирования Вооруженных Сил и вывода советских войск с территории Германии отдельный транспортный авиационный полк смог сохранить личный состав, технику, выполняя задачи по перебазированию войск на территорию СССР. А в 1994 г. и сам был переведен на новое место постоянной дислокации - в поселок Кубинка Одинцовского района Московской области.

Жизнь авиаполка продолжается, на место ветеранов прибывают молодые офицеры - выпускники авиационных училищ. И главная задача при смене поколений - сохранить славные традиции полка, передавать их по наследству. Огромная роль в этом принадлежит тем, кто много лет служит в полку, его нынешнему командиру, летчику-снайперу, кавалеру ордена Красного Знамени полковнику А. Панфиленко, его заместителям подполковникам С. Смолину, Д. Щербине, В. Русовскому.

Проходят в настоящий момент службу в части и те, чей подвиг по достоинству оценен государством. За ратный труд в Афганистане подполковник О. Соловов награжден орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах" III степени, а майор А. Деев получил орден Мужества за отличие при выполнении специального задания по испытанию новых типов вооружения.

Командование ВВС и воздушной армии неоднократно отмечало высокое летное мастерство, слаженность в действиях экипажей подполковников С. Смолина, М. Мазина, майоров И. Смирнова, А. Егера, Н. Каталова, труд инженеров и техников, в том числе майоров А. Тимофеева, О. Никитина, А. Ботнева, В. Николишак и капитана С. Коннова.

И сегодня часть выполняет широкий спектр задач в интересах России. А основой высокой работоспособности и жизнедеятельности отдельного смешанного авиационного полка было и будет бережное отношение к традициям, зародившимся в 1945 г. И молодежи, которая проходит здесь службу, есть чем гордиться. Хотя служба в таком полку - это и большая ответственность.

 

Дайджест прессы за 11 февраля 2005 года | Дайджест публикаций за 11 февраля 2005 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ан-26, Ан-12БК, Ан-24Б, АН-12, Ан-30, АН-24, Ми-8 (в процессе тестирования)