О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

BSP уже в России?

Федеральное агентство воздушного транспорта аккредитовало в России международную систему взаиморасчетов на воздушном транспорте BSP

Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) аккредитовало в России международную систему взаиморасчетов на воздушном транспорте BSP. Вчера эту информацию в беседе с корреспондентом RATA-news подтвердил начальник управления производственной деятельности ФАВТ Станислав Овчаренко.

Прообраз современной системы BSP (billing and settlement plan) появился в США в 1964 году. Сегодня региональные BSP работают в 140 странах мира. BSP предлагает агентствам, продающим авиабилеты, комплекс услуг; с их помощью кассир агентства может забронировать перевозку и затем выписать билет на так называемом нейтральном билетном бланке BSP, который принимают все авиакомпании, состоящие в Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).

Как заявил "Коммерсанту" региональный представитель IATA в России и странах СНГ Дмитрий Шамраев, в пилотном режиме система BSP заработает в России в сентябре этого года. По его словам, членами системы BSP автоматически станут все билетные агентства, аккредитованные при IATA, которых в стране сегодня насчитывается около 300. Г-н Шамраев также подчеркнул, что расширять объем предоставляемых услуг за счет внутрироссийских перевозок не планируется.

В авиакомпаниях неоднозначно оценивают приход системы BSP в Россию. "Благодаря BSP российские перевозчики смогут расширить географию направлений для своих пассажиров за счет продажи билетов не только из Питера до какой-нибудь европейской столицы, но и дальше из этой столицы по всему миру", - считает заместитель начальника коммерческой службы ФГУАП "Пулково" Святослав Ланге.

Вместе с тем появление BSP в России может обеспечить иностранным авиакомпаниям и гораздо более широкий, чем сейчас, доступ к российскому рынку авиаперевозок. Сегодня "иностранцы" продают в России билеты на свои рейсы через собственные представительства и небольшое количество агентств. Поэтому объем перевозок ими российских пассажиров, по экспертным оценкам, невелик - всего около 10 млн. человек. Появление BSP автоматически создает в нашей стране широчайшую сеть продажи билетов на любую авиакомпанию, входящую в эту систему, и серьезно усиливает конкуренцию с российскими перевозчиками. Чьи конкретно билеты будут продавать агенты - зависит от тарифной политики, условий сотрудничества с перевозчика с продавцами и т.д. По существующей практике даже авиакомпании, не входящие в IATA, могут подписать с ассоциацией договор и продавать свои билеты на бланках BSP. Эксперты не исключают, что на рынке международных перевозок в России произойдет перераспределение доли продаж в пользу "иностранцев".

IATA пыталась вывести систему BSP на российский рынок продажи авиабилетов еще с 1995 года. Однако эти попытки до сих пор успешно блокировала Транспортная клиринговая палата (ТКП), российский конкурент BSP. И вряд ли аккредитация системы BSP в России стала возможной без каких-либо договоренностей IATA и ТКП. Но, как сообщил RATA-news председатель наблюдательного совета ТКП Сергей Ильичев, официальных переговоров между двумя структурами не было, а неофициальные "к делу не пришьешь". "Мы считаем нецелесообразным появление в России второй системы взаиморасчетов, - сказал г-н Ильичев. - Но решение об аккредитации BSP - факт свершившийся, поэтому будем искать конструктивное решение проблемы".

В принципе, сейчас практически все аккредитованные в ТКП агентства, а их более 250, аккредитованы и в IATA. Однако процедура ТКП предусматривает продажу агентами билетов на нейтральном бланке и на бланках других авиакомпаний, но не предполагает работу на бланках BSP. С другой стороны, и резолюция 810R IATA, регламентирующая порядок работы с BSP, не предусматривает существование двух систем нейтральных бланков на одном рынке. Для "легализации" BSP в России, считает Сергей Ильичев, надо провести серьезную переговорную и организационную работу, чего пока не сделано.

Тем не менее, чтобы выйти на российский рынок, BSP пошла на серьезные уступки - ей пришлось разделить отечественный рынок авиаперевозок с ТКП. На бланках BSP в России будут выписывать только билеты на международные рейсы, для внутрироссийских перевозок по-прежнему будет использоваться нейтральный бланк палаты. Кроме того, билетные агентства смогут аккредитоваться одновременно в обеих организациях и работать сразу с двумя нейтральными бланками, что в мировой практике встречается редко. Также IATA придется снять ограничения с бланков ТКП, обеспечив им доступ на международный рынок. Наконец, по данным "Коммерсанта", IATA пришлось пойти на уступки и в выборе эмитента BSP: вместо планируемого американского Ситибанка это будет российский Внешторгбанк.

Однако, как подчеркивает Сергей Ильичев, по всем этим пунктам пока существуют лишь предварительные устные договоренности между ФАВТ, ТКП и IATA. "Никакой официальной информации по вопросу введения BSP у нас нет, - говорит глава ТКП. - Процедура введения и использования бланков BSP в России не разработана. И если просто сидеть и ждать, пока кто-то что-то сделает, осенью российском на рынке продажи билетов может случиться коллапс".

По словам г-на Ильичева, в конец марта - начале апреля ТКП планирует вынести вопрос введения BSP на заседание Наблюдательного совета. Как известно, авиакомпании - участники этой системы взаиморасчетов уже неоднократно высказывались против появления в России бланков BSP. Сергей Ильичев не исключает, что заверения IATA "пойти навстречу", помогут изменить точку зрения российских перевозчиков, "но только при наличии официальной информации"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RATA-news». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка