О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Торг уместен

В России вновь заговорили о ТАПОиЧ. Связано это с тем, что воронежский губернатор В. Кулаков заявил о невозможности сборки Ил-76МФ на ВАСО

В России вновь заговорили о Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова (ТАПОиЧ). Связано это с тем, что 22 февраля на пресс-конференции по итогам заседания рабочей группы Госсовета по вопросам развития российского авиапрома ее руководитель воронежский губернатор Владимир Кулаков сделал весьма важное заявление.

Суть его сводится к тому, что "развертывание производства военно-транспортных самолетов Ил-76МФ в Воронежском самолетостроительном акционерном обществе в обозримой перспективе невозможно". По словам Кулакова, "этот проект неосуществим: Машина проектировалась очень давно: Подготовка производства займет, во-первых, продолжительное время - не менее двух лет. А самое главное - потребует значительных финансовых ресурсов - порядка 250 млн. долл.".

Напомним, что Ил-76МФ в настоящий момент собирают на ТАПОиЧ. Таким образом, после заявления Кулакова как бы подразумевается тот факт, что эти военно-транспортные машины и впредь будут строить в узбекской столице. Хотя ранее речь шла о возможности переноса сборки Ил-76МФ из Ташкента в Воронеж. И именно сам Кулаков не раз об этом заявлял. Теперь почему-то его мнение переменилось.

Означают ли приведенные выше слова воронежского губернатора, что такова принципиальная позиция и российского руководства, - неизвестно. Хотя, по мнению главкома ВВС РФ генерала армии Владимира Михайлова, которое он высказал "ВПК", вопрос о выпуске Ил-76МФ не в Узбекистане, а в России не снят с повестки дня. "Производство сложной авиационной военной техники для наших ВВС не должно зависеть от иностранного производителя. А Узбекистан пока не идет на передачу акций ТАПОиЧ российским фирмам", - заявил Владимир Михайлов.

По данным руководителя информационного агентства "Фергана.Ру" Даниила Кислова, одного из известных экспертов по экономике Узбекистана, в настоящий момент 51% уставного фонда ТАПОиЧ принадлежит узбекскому государству, 10% - трудовому коллективу, по 6,7% - Национальному банку внешнеэкономической деятельности и Агентству внешних экономических связей республики, а также другим собственникам. Российская сторона предлагает передать контрольный пакет акций фирме "Ильюшин" с тем, чтобы образовать единый российско-узбекский авиахолдинг. Официальный Ташкент не против авиахолдинга, но предлагает акции купить. Консенсуса не удается достичь вот уже более 10 лет, и пока идут только безрезультатные переговоры.

Вот и совсем недавно - 18 февраля - в узбекской столице состоялся очередной международный тендер по продаже 25,6% акций ТАПОиЧ стоимостью 120,8 млн. долл. Но конкурс сорвался, поскольку в мире не нашлось компаний и фирм, которые захотели бы приобрести акции единственного в Центральной Азии авиастроительного предприятия. Кстати, за последние восемь лет подобных безуспешных попыток было несколько. Теперь узбекское правительство приступит к поиску инвесторов путем прямых переговоров с потенциальными заказчиками. Не секрет, что это, по всей видимости, будут российские фирмы. Как сообщает информационное агентство Фергана.Ру, консультантом по реструктуризации и продаже ТАПОиЧ выступала российская инвестиционная компания Финам.

Дело в том, что ТАПОиЧ до распада СССР входило в корпорацию Ильюшина, выпускало (и до сих пор пытается выпускать) тяжелые военно-транспортные самолеты Ил-76 различных модификаций, а также региональные пассажирские авиалайнеры Ил-114 и Ил-114-100. Всего, по данным различных источников, было построено от 900 до 1000 самолетов Ил-76, в основном - в советское время.

С середины 1990-х гг. ТАПОиЧ столкнулся с финансовыми трудностями из-за отсутствия заказов. В 2004 г. предприятие выполнило первый за последние годы крупный экспортный контракт на 152 млн. долл., поставив Военно-воздушным силам Индии шесть топливозаправщиков Ил-78МКИ. В прошлом году предприятие также продало три самолета Ил-114 российской авиакомпании "Выборг" и передало в лизинг частной авиакомпании Азербайджана Silkway два новых Ил-76ТД.

На ближайшую перспективу ТАПОиЧ планирует выпуск авиатехники для национального авиаперевозчика Узбекистана, российской авиакомпании "Волга-Днепр", ВВС России, Индии и Китая.

Не секрет, что именно самолетами Ил-76 оснащена военно-транспортная авиация России, в которой имеется около 200 машин этого типа. Предполагается, что в будущем этот парк будет пополняться новыми самолетами Ил-76МФ, которые созданы в результате глубокой модернизации Ил-76МД. Оснащенные четырьмя двигателями ПС-90А-76 с тягой по 14,5 т каждый они при такой же взлетной массе, как у Ил-76МД, обладают увеличенной до 60 т грузоподъемностью (почти на треть большей).

В настоящий момент в России проходят государственные совместные испытания Ил-76МФ, которые, по данным Главкомата ВВС РФ, должны завершиться в 2005 г. и дать предварительное заключение о возможности принятия машины на вооружение российских Военно-воздушных сил. В настоящий момент на стапелях ТАПОиЧ по заказу Авиационного комплекса имени Ильюшина начато строительство двух Ил-76МФ. По словам гендиректора АК имени Ильюшина Виктора Ливанова, эти самолеты должны быть поставлены в Россию в 2005-2006 гг.

Между тем, по мнению Даниила Кислова, в условиях создания в РФ частно-государственной объединенной авиастроительной компании (ОАК) передача России акций ТАПОиЧ приобретает первостепенное значение. "Москва и Ташкент здесь должны договориться, поскольку дело касается национальной безопасности России", - считает эксперт. В подтверждение своих выводов Кислов привел сделанные недавно оценки воронежского губернатора Кулакова в адрес узбекских авиапроизводителей. "Ташкент оказался в стороне. Вопрос стоит так: или мы их приблизим и вместе начнем интегрироваться, или туда придет "Боинг". Третьего не дано", - именно это заявил Кулаков на своей недавней пресс-конференции после обсуждения на Госсовете проблем российского авиапрома.

Таким образом, проблемы российского авиапрома и производства военной продукции напрямую затрагивают ТАПОиЧ. Есть ли у этого предприятия будущее? Наверное, есть. Однако оно зависит и от Москвы, и от Ташкента. Обладая монополией на разработку и производство военно-транспортных самолетов семейства "Ил" и комплектуя их почти на 90% своими запчастями, РФ не имеет своих производственных мощностей для их сборки. При желании производство можно организовать на ВАСО или каком-либо другом предприятии России. Но нужно ли? Узбекистан занимает важное геополитическое место в Центральной Азии. Усиление военно-экономических связей с ним - это отстаивание российских интересов в регионе. ТАПОиЧ должно быть российско-узбекским предприятием.

Вместе с тем, узбекской стороне, торгуясь, выгодно затягивать решение данной проблемы. И в принципе, зная узбекский прагматизм, нельзя исключать продажу ТАПОиЧ и американцам. Но выиграет ли Россия, если ее военные самолеты будут собираться под неусыпным оком Пентагона?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка