О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Существующие законы не отражают специфику работы аэропортов"

Серьезная проблема - отсутствие закона об аэропортах и аэропортовой деятельности. Законы о земле, об акционерных обществах, Гражданский кодекс не могут в полной мере отразить всю специфику этой деятельности

- Как выстраиваются отношения между ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ) и собственником имущества - государством? По мнению руководства ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (АГА), речь идет о серьезном конфликте.

- Никакого конфликта нет, есть нормальный рабочий процесс, который будет доведен до логического конца. Так получилось, что взлетно-посадочные полосы (ВПП) Шереметьево стоят на балансе МАШа. Балансодержатель заботится об имуществе, поддерживает в рабочем состоянии, осуществляет ремонт, платит налог на имущество, не получая бюджетных средств. Доход, полученный от эксплуатации ВПП, используется исключительно на их же поддержание и ремонт - это можно подтвердить документально.

- Считается, что существующих отчислений если и хватает на поддержание ВПП, то уж точно не хватает на их модернизацию.

- Доход от такого имущества невелик. Но средства, полученные за счет его использования, были реинвестированы в это же имущество. Аэропорт вкладывал в ВПП и свои деньги. Кстати, налоговая инспекция в декабре 2004 года в ходе проверки обратила внимание на то, что мы реинвестируем собственные средства в чужое имущество. Но раз поступило распоряжение выстроить работу по-другому, его необходимо выполнить.

- То есть вы не против передачи имущества на баланс ФГУП АГА?

- Нет. Сейчас подготовлена вся техническая документация на объекты федеральной собственности. В результате будет определена балансовая стоимость имущества и состоится его передача. По-человечески можно понять руководство АГА: процесс передачи затягивается, и это вызывает беспокойство. Но нужно время, речь идет о ключевом объекте в инфраструктуре аэропорта. Распоряжение Росимущества нужно выполнить, но при этом очень важно понять, как будет работать новый механизм. Если это имущество сдадут в аренду МАШу, необходимо четко определить, сколько мы будем платить, какие условия выполнять, кто будет аккумулировать сборы за взлет-посадку. Это как квартиру сдавать: за саму жилплощадь собственник просит $300 в месяц, но при этом на квартиросъемщика накладываются обязательства - ежегодно делать косметический ремонт, через пять лет - трубы заменить и так далее.

- Когда все-таки произойдет оформление отношений между МАШем и АГА по поводу имущества?

- Сейчас трудно что-либо прогнозировать. Хотелось бы, чтобы это произошло как можно скорее.

- Сколько сейчас зарабатывает аэропорт на взлетах и посадках и сколько тратит на поддержание имущества в рабочем состоянии?

- Сегодня только 20% доходов аэропорта не связаны с авиационной деятельностью. 80% из 4,5 млрд рублей выручки приходится на чисто механическую авиационную работу, включая взлетно-посадочные операции. При этом все полученные за счет этих операций средства тратятся исключительно на содержание соответствующих инфраструктурных объектов.

- Что еще, по-вашему, мешает выстраиванию отношений между государством и частным бизнесом в аэропортах? И на какой основе они должны строиться?

- Серьезная проблема - это отсутствие закона об аэропортах и аэропортовой деятельности. Положения, регулирующие имущественные отношения должны быть прописаны именно в таком законе. Законы о земле, об акционерных обществах, Гражданский кодекс не могут в полной мере отразить всю специфику этой деятельности. В частности, в законе об аэропортах должны быть прописаны права главного оператора аэропорта. Иначе все останется как есть.

Мы активно включились в работу по разработке такого документа, необходимость его принятия подтверждена на недавнем круглом столе в Совете федерации. А наиболее правильной формой отношений мне кажутся концессионные отношения. Механизм концессии предусматривает больше обязательств и ответственности сторон....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка