О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Земные" страсти по небу

В нужном деле "отвоевания" Украиной своего места на рынке авиаперевозок, чтобы поднять одних, надо непременно "посадить" других - иначе тесно будет среди облаков

В нужном деле "отвоевания" Украиной своего места на рынке авиаперевозок, по логике "новых" веяний, чтобы поднять одних, надо непременно "посадить" других - иначе тесно будет среди облаков.

Задумал глава Минтранссвязи Украины Евгений Червоненко создать на базе принадлежащих государству активов в авиации национального авиаперевозчика.

Последний должен будет работать на равных условиях со всеми, на базе или государственной авиакомпании "Украина", обслуживающей правительство (Президент Ющенко не так давно гордо отказался от "личной компании"), или на базе "Авиалиний Украины". Напомним, государству также принадлежат доли в крупнейших пассажирских авиаперевозчиках страны: 22,4% акций ЗАО "Авиакомпания "Аэросвит" и 64% акций ЗАО "Международные авиалинии Украины" (МАУ).

Инициатива благая, но, увы, разворачивается такое "покорение" неба на фоне иной, куда более нелицеприятной истории - скандала вокруг продажи уже упомянутому "Аэросвиту" земли под строительство нового терминала в аэропорту "Борисполь". Как стало известно в прошлую пятницу, 11 марта, Хозяйственный суд Киевской области удовлетворил заявление авиакомпании и запретил ГМА "Борисполь" или каким-либо другим лицам препятствовать строительству перевозчиком нового пассажирского терминала. А еще в конце февраля совет директоров аэропорта обратился к Президенту с предложением уволить его нынешнего гендиректора Игоря Вербицкого, который якобы продал часть земли, принадлежащей "Борисполю", "Аэросвиту" по заниженной стоимости. По этому факту Днепровская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело, и уже 24 февраля на все строительные объекты "Аэросвита", в том числе и на новый терминал, был наложен арест. Представители же авиакомпании утверждают, что земля была выкуплена ими по надлежащей цене, тогда как администрация "Борисполя" поставила ее на баланс по завышенной стоимости, да еще и задним числом. Однако, как сообщил пресс-секретарь "Аэросвита" Сергей Куций, уже в этот понедельник в соответствии с решением суда и при поддержке судебных приставов представители авиакомпании возобновили строительство терминала. Представители ГМА "Борисполь" утверждают, что пока у них нет официального подтверждения вышеупомянутого решения суда.

Киевский аэропорт "Борисполь" - крупнейший международный аэропорт Украины. По сравнению с прошлым годом в 2004 году количество рейсов в нем увеличилось на 24%, было обслужено более 3 миллионов пассажиров, что на 36% больше, чем в прошлом году, объем обработанных грузов также вырос на 36%. Авиакомпания "Аэросвит - Украинские авиалинии" - крупнейший украинский перевозчик. Компания обслуживает 11 направлений между городами Украины, а также 45 международных воздушных линий. В прошлом году ею было перевезено более 1 млн. пассажиров. В начале прошлого года авиакомпания начала строительство собственного пассажирского терминала в "Борисполе". По расчетам, новый терминальный комплекс сможет обслуживать до 2000 пассажиров в час (более 3,5 млн. пассажиров в год), что почти вдвое превышает нынешнюю пропускную способность действующего терминала "В". Стоимость нового терминала составляет около 100 млн. долл., которое должно завершиться уже в 2006 году.

Для строительства терминала "Аэросвит" выкупил 32 гектара земли аэропорта "Борисполь", и именно из-за этой земли в прошлом месяце у перевозчика и администрации аэропорта (причем не у всей, а лишь у группы менеджеров, не согласных с Игорем Вербицким) возник острый конфликт. Представители авиакомпании утверждают, что в полной мере оплатили аэропорту компенсацию за имущество, расположенное на отведенных под строительство участках. Размер этой компенсации составил 4,6 миллиона гривен. Однако после начала строительства, по версии "Аэросвита", ГМА "Борисполь" переоценило имущество и перевело его на баланс, после чего стоимость приобретения возросла до 11,9 миллиона гривен. По версии администрации "Борисполя", в частности первого заместителя генерального директора по стратегическому развитию Валерия Полищука, все дело в том, что Игорь Вербицкий продал авиакомпании землю по заниженной стоимости, в результате чего аэропорт понес убытки в размере 7 миллионов гривен.

Поддержавший г-на Полищука совет директоров в конце прошлого месяца вынес решение обратиться к Президенту с предложением уволить гендиректора, а также отказался выполнять все его распоряжения, в частности, касающиеся разрешения на строительство терминала авиакомпанией "Аэросвит". По версии перевозчика, именно совет директоров пролоббировал решение Днепровской транспортной прокуратуры, возбудившей по факту продажи госимущества по заниженной стоимости уголовное дело. После этого решения на все строительные объекты "Аэросвита" на территории аэропорта был наложен арест. Из-за простоев авиакомпания ежедневно несет убытки в размере 20 - 25 тысяч гривен.

По мнению сторонних аналитиков, у этого конфликта есть несколько версий. Самая простая из них - администрация аэропорта просто хочет "выбить" побольше денег из разбогатевшего перевозчика. Кроме того, возможно, что данный конфликт был инициирован для того, чтобы сместить с должности действующего генерального директора аэропорта. Дело в том, что в "Борисполе" намечается еще один крупный проект - Кабинет министров Украины уже договорился с Японским банком международного сотрудничества о финансировании строительства в аэропорту еще одного (!) терминала.

Правда, стоимость его предварительно оценивается более чем в 200 млн. долл., тогда как пропускная способность должна быть почти в два раза ниже, чем терминала, который строит "Аэросвит". Понятно, что подобные масштабные зарубежные вливания - очень хороший шанс как для руководителей аэропорта, так и для кое-кого повыше распорядиться ими "по своему усмотрению". А посему, и не мудрствуя лукаво, они и принялись топить опасного конкурента. Благо, ситуация по стране этому не мешает, наоборот…

Правда, это все версии "в защиту" "Аэросвита". Представители ГМА "Борисполь" в свою очередь говорят о том, что опасаются судьбы авиакомпании "Авиалинии Украины", у которой "Аэросвит" постепенно забирал самые выгодные рейсы, судна, в результате чего сейчас перевозчик находится на грани банкротства. Еще одно обвинение, которое выдвигает Валерий Полищук в адрес руководства "Аэросвита", мол, за строительством терминала стоит зять бывшего президента Украины Виктор Пинчук. Впрочем, сейчас подобные обвинения выглядят не слишком убедительно - приближенные Леонида Кучмы в современной Украине отнюдь не в фаворе.

Окончательная ясность в данном конфликте наступит никак не раньше 21 марта этого года - именно на эту дату назначено рассмотрение иска "Аэросвита" к "Борисполю". Впрочем, уже сегодня представители авиакомпании, опираясь на решение Хозяйственного суда Киевской области, намерены при поддержке судебных приставов пройти на территорию аэропорта и "разморозить" строительство. И хотя администрация "Борисполя" заявляет, что никакого официального подтверждения этой информации она не получила, вряд ли украинскому перевозчику удастся отделаться столь "малой кровью" и беспрепятственно возобновить строительство....
Авторские права на данный материал принадлежат «From-ua.com». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка