О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Boeing и Airbus вошли в пике

Скандал вокруг многомиллиардных государственных дотаций, предоставляемых США и ЕС двум авиастроительным гигантам - Boeing и Airbus, разгорелся с новой силой

Скандал вокруг многомиллиардных государственных дотаций, предоставляемых США и ЕС двум авиастроительным гигантам - Boeing и Airbus, разгорелся с новой силой. Американцы обвиняют ЕС в срыве переговоров, целью которых являлась отмена субсидирования. У отечественного авиапрома таких проблем нет. Ежегодной господдержки хватает на строительство не более десяти самолетов.

США разберется с незаконной помощью

Конфликт между американской Boeing и европейской Airbus по поводу того, кому больше помогает государство, длится уже 13 лет. Еще в 1992 году между США и ЕС было подписано соглашение, ограничивающее государственную поддержку национальных авиапромышленных компаний: размер субсидий не должен превышать трети от инвестиций самих компаний. Тем не менее США и ЕС регулярно обвиняют друг друга в превышении этих ограничений.

И без того сложные отношения конкурентов обострились в прошлом году. Дело в том, что Boeing уже второй год подряд не может восстановить лидирующие позиции в производстве гражданской авиатехники. В 2004 году компания произвела только 285 пассажирских лайнеров против 320 самолетов Airbus. О том, что США разберется с незаконной госпомощью Airbus, открыто заявил американский президент Джордж Буш. А в октябре прошлого года Вашингтон подал иск во Всемирную торговую организацию (ВТО), в котором обвинил ЕС в чрезмерном субсидировании Airbus начиная с 1967 года. За это время корпорация получила 15 млрд. долларов. В ответ Брюссель обратился со встречной жалобой на "регулярную и незаконную госпомощь компании Boeing" на сумму в 23 млрд. долларов.

Переговоры сорваны

Если бы Евросоюз и США не договорились в ходе предусмотренных процедурой ВТО консультаций, то в рамках этой организации началось бы официальное судебное разбирательство, которое могло затянуться на годы. Но 11 января 2005 года, за два дня до истечения крайнего срока для консультаций, США и ЕС объявили о начале трехмесячных переговоров об отмене госсубсидий самолетостроителям. Евросоюз и США пообещали не предпринимать новых мер по господдержке компаний во время переговоров и не начинать разбирательства в ВТО, пока эти переговоры будут продолжаться.

Между тем мирные переговоры между Airbus и Boeing оказались, по сути, сорванными уже сейчас. Торговое представительство США, утверждает, что "Евросоюз не намерен отказываться от субсидий". Такое заявление сделал пресс-секретарь торгового представителя США Ричард Миллс после состоявшихся на днях переговоров заместителя госсекретаря США Роберта Зеллика с главой торговой комиссии ЕС Питером Мендельсоном. "Несмотря на то что 11 января механизм сокращения госпомощи предприятиям гражданского авиастроения был согласован с представителями ЕС, за два последних месяца европейцы отказались от достигнутых договоренностей". Доказательством этому, по мнению американцев, служит новый кредит в размере 1 млрд. долларов, выданный Airbus европейскими странами сразу после начала переговорного процесса.

Элемент конкурентной борьбы

Впрочем, эксперты с самого начала мирного урегулирования конфликта не верили в то, что противоборствующим сторонам удастся полностью избавиться от госсубсидий. "Вряд ли компании лишатся господдержки. А обвинения в адрес друг друга из уст торговых представителей не что иное, как элемент конкурентной борьбы, в которой все средства хороши", - считает эксперт в области авиастроения Сергей Комаров. И США, и ЕС есть за что конкурировать. Ежегодный объем авиастроительного рынка составляет около 50 млрд. долларов. Соглашается с этим и руководитель консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак: "В отличие от госзаймов банковские кредиты уже не будут беспроцентными, их придется возвращать". Компании не собираются останавливать разработки новейших лайнеров, которые потребуют многомиллиардных вложений. Поэтому очевидно, что ни Airbus, ни Boeing сейчас не готовы полностью отказаться от подпитки со стороны государства, считают эксперты.

Господдержка по-русски

За последние два года господдержка российского авиапрома ограничилась выделением 150 млн. долларов в виде инвестиций в акционерный капитал лизинговых компаний и субсидий на компенсацию части лизинговых платежей. Эта сумма - с учетом привлекаемых внебюджетных инвестиций и кредитов - позволяет построить несколько новых самолетов Ил-96 и Ту-204/214. Но этого недостаточно для ликвидации стремительно растущего дефицита самолетов у российских перевозчиков. Сейчас правительство озаботилось созданием в стране Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в которую вошли бы все крупные отечественные авиазаводы и КБ. В рамках этой программы до 2015 года ОАК должно получить 35 млрд. долларов инвестиций. Правда, до сих пор не понятно, чьи это будут деньги - государства или частных инвесторов. По экспертным оценкам, до 2010 года российским авиакомпаниям потребуется 200 магистральных и 300 региональных самолетов, а также 80 грузовых машин....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка