Автор: Андрей Лемешко
Опубликовано: 01.04.2005, 10:03
 

Единый и неделимый авиапром


Правительство в среду согласовало все вопросы по созданию Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Государство рассчитывает получить около 55-60% акций компании, которая будет создана к концу 2006 года. Ее создатели рассчитывают увеличить производство гражданской авиатехники к 2015 году в 10 раз. Эксперты считают, что пока не будет детального плана объединения компаний и не решены финансовые вопросы по организации корпорации, проект ОАК останется лишь декларацией о намерениях.

Концепция создания Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) обсуждается уже несколько лет, но только в начале этого года она поступила в правительство. Частные и государственные компании, такие как АХК "Сухой", РСК "МиГ", корпорация "Иркут", акционерные общества "Ильюшин", "Яковлев", "Туполев", объединят свои активы в рамках одной корпорации.

В среду правительственная комиссия по военно-промышленным вопросам согласовала все вопросы по корпорации, а глава Минпромэнерго Виктор Христенко пообещал до 25 апреля окончательно подготовить проект указа о создании ОАК и направить его в администрацию президента. По словам министра, государство сохранит статус основного игрока в отрасли - его доля в ОАК составит 55-60%. "Ни о какой национализации авиапрома речи не идет, мы предусматриваем форму государственно-частного партнерства", - говорит представитель Минпромэнерго. В будущем, не исключает он, госдоля сократится, в том числе за счет продажи части акций иностранцам. "Эта отрасль должна находиться под государственным контролем, но без партнерства с иностранными компаниями ни о каком выходе на мировой рынок не может быть и речи", - отмечают в Минпромэнерго.

К моменту создания объединенной корпорации - концу 2006 года - ее оборот должен составлять 2,5-2,8 млрд. долларов, причем основная часть будет приходиться на производство военной авиатехники - наши авиастроители пока еще конкурентоспособны в этом сегменте мирового рынка. В перспективе корпорация намерена усиливать гражданский сектор. Сейчас российские заводы выпускают дальнемагистральные Ил-96 и среднемагистральные Ту-204, однако эти модели не имеют коммерческого успеха. Рыночные перспективы находящихся в разработке ближнемагистральных Ту-334, RRJ и Ан-148 также весьма туманны. Несмотря на это Христенко обещает, что к 2015 году производство гражданской авиатехники должно вырасти в 10 раз, а выручка корпорации увеличится до 8,2-8,5 млрд. долларов.

Эксперты полагают, что решение об объединении авиапрома запоздало, хотя время еще окончательно не упущено.

Депутат Госдумы Александр Лебедев предостерегает от непродуманной разработки стратегии ОАК. "Приоритеты должны расставляться рынком, а не волей чиновников", - говорит он. Лебедев замечает, что до сих пор нигде не прописано распределение ролей в корпорации между государством и бизнесом. Чрезмерное влияние государства может свести на нет весь эффект от объединения.

Глава консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак считает, что концепция создания ОАК выглядит не более чем декларацией о намерениях. Пока нет ни механизма создания корпорации, ни детального плана объединения. До тех пор, пока не решены эти вопросы, говорить о перспективах объединенной корпорации преждевременно, считает эксперт.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 1 апреля 2005 года | Дайджест публикаций за 1 апреля 2005 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ту-334, Научно-производственная корпорация "Иркут", Туполев, ИнфоМОСТ, Ту-204-100, Рыбак Борис, Ан-148, Объединенная авиастроительная корпорация, Авиационная промышленность, Лебедев Александр, Христенко Виктор, Самолетостроение (в процессе тестирования)