Источник: газета «Комсомольская правда»
Автор: Семен Михов
Опубликовано: 01.04.2005, 12:55

Первым делом нам бы сделать самолеты...

Почему высокопоставленные чиновники игнорируют прямые пожелания Президента России?


В марте Президент РФ Владимир Путин на встрече с премьер-министром правительства Украины Юлией Тимошенко обсудили конкретные инвестиционные проекты. Российский президент особо отметил программу совместной разработки и производства нового самолета Ан-148, который назвал "очень хорошим". Казалось бы, после такой оценки на самом высоком уровне началу серийного производства российско-украинского Ан-148 будет дан наконец "зеленый свет". Но, как ни странно, его еще активнее начали тормозить некоторые российские чиновники.

В России и СНГ устаревшие Ту-134 и Ту-154 давно требуют замены на новые самолеты. И высокие шансы на успех сегодня имеют две отечественные разработки: Russian Regional Jet (RRJ), который создает фирма "Сухого", и Ан-148 АНТК им. Антонова. Большинство экспертов отдают предпочтение последнему. Просто есть весьма весомый в наших рыночных условиях аргумент: Ан-148 гораздо дешевле. К тому же Ан-148 уже есть, он прошел испытания и его серийный выпуск можно начать уже в следующем году, а RRJ отстает на несколько лет. Казалось бы, надо быстрее запустить в серию Ан-148 и не дать возможности занять рынок пассажирских авиаперевозок в России и СНГ иностранцам. Но на деле происходит все с точностью до наоборот.

Проекты эти осуществляются двумя крупнейшими лизинговыми компаниями России в области авиации - "Ильюшин-Финанс" (ИФК) и "Финансово-Лизинговой Компанией" (ФЛК). Первая компания с Ан-148 стала победителем на конкурсе Минэкономразвития РФ по отбору инвестиционных проектов лизинга воздушных судов в 2001 году. Положение о конкурсе предполагало вложение бюджетных средств только в этот проект-победитель. Но, как сообщает интернет-издание "Утро.Ру", по настоянию тогдашнего руководителя департамента инвестиционной политики Минэкономразвития РФ Игоря Гаривадского в список победителей была внесена и "Финансово-Лизинговая Компания", которой руководит Евгений Зарицкий. ФЛК продвигает RRJ.

За время существования авиализинговых компаний государство вносило бюджетные средства в уставные капиталы ИФК и ФЛК дважды. При этом из заявленных ИФК 2520 млн. рублей было выделено лишь 1620 млн. рублей, а из заявленных ФЛК 1500 млн. рублей выделили все деньги полностью.

А на днях консорциум из четырех российских госбанков (Внешторг-банк, Внешэкономбанк, Сбербанк и Росэксимбанк) подписал соглашение о кредитовании проекта RRJ на $200 млн. При этом половина суммы будет предоставлена под гарантии правительства, что уже записано в госбюджете 2005 года. Как будут расходоваться эти деньги и когда будут возвращены в казну государства, сегодня вряд ли кто-нибудь знает. Ясно пока одно: проект самолета RRJ, который, кстати, в отличие от Ан-148 еще очень далек от испытаний, может быть очень выгоден для чиновников-лоббистов. Естественно, этим лоббистам "не хочется" прислушиваться к пожеланиям Президента России.

ФЛК сейчас стремится занять лидирующее положение на внутреннем рынке региональных самолетов и добиться дополнительных государственных субсидий и иных преференций с целью получить возможность продавать самолеты по демпинговой цене. Как утверждает все то же "Утро.Ру", для российского бюджета проект RRJ может вылиться в 3 - 4 млрд. долларов убытков. На эти огромные деньги можно реализовать не один действительно "прорывной" продукт в отечественном авиастроении, но у госчиновников, видимо, свои интересы?

Кроме этого, для изыскания средств на создание RRJ у государства запрашивается отмена таможенных пошлин на все ввозимые в Россию иностранные самолеты (чтобы не нарваться на аналогичные барьеры при экспорте RRJ в другие страны)ѕ Последнее требование разработчиков RRJ может открывать российский рынок для мощной экспансии иностранных самолетов. Это, конечно, будет выгодно только конкурентам. К сожалению, проект RRJ и его покровители могут нанести вред российскому гражданскому авиапрому, даже сами того не желая.

В этой связи странным кажется еще одно обстоятельство - участие во всей этой лоббистской истории главы Минэкономразвития РФ Германа Грефа. По сведениям газеты "Коммерсант", лично г-н Греф настоял на подписании соглашения о выделении $200 млн. и участии в программе RRJ четырех российских госбанков. Странно, что куратор российской макроэкономики отстаивает позицию, противоположную мнению своего непосредственного начальника - Президента РФ, признавшего проект Ан-148 наиболее перспективным на сегодняшний день, особенно в связи с укреплением российско-украинских отношений?

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 1 апреля 2005 года | Дайджест публикаций за 1 апреля 2005 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ильюшин Финанс Ко., Ан-148, Ту-134, Самолетостроение (в процессе тестирования)