О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сибирский деловой союз

Кемерово и Новокузнецк вступили в борьбу за право развивать у себя зарубежные авиаперевозки. На днях стало известно о том, что новокузнецкий аэропорт Спиченково подал заявку в Минтранс РФ о получении статуса международного

Кемерово и Новокузнецк вступили в борьбу за право развивать у себя зарубежные авиаперевозки. На днях стало известно о том, что новокузнецкий аэропорт Спиченково подал заявку в Минтранс РФ о получении статуса международного. Но на Кузбассе уже есть ООО "Международный аэропорт Кемерово" (МАК), и, по оценкам министра транспорта РФ Игоря Левитина, создавать два международных авиапредприятия на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга не имеет смысла. Сегодня от лоббистских возможностей собственников МАК и Спиченково, а также от властей Кемерова и Новокузнецка зависит, за каким из городов будет первенство.

Конкуренция за пассажиров и авиакомпании между аэропортами Кемеровской области длится уже давно. По информации Западно-Сибирского окружного межтерриториального управления воздушного транспорта (ОМТУ ВТ) Минтранса РФ, в зависимости от количества рейсов на Кемеровском или Новокузнецком направлениях происходит и переток пассажиров. Например, в 2002 году, когда в Кемерове работала авиакомпания "КрасЭйр", рост пассажиропотока в аэропорту составил 30% (в среднем по Западной Сибири рост составляет 10-12%). А в 2003 году, когда "КрасЭйр" прекратила летать из Кемерова, основной объем авиаперевозок в Кемеровской области стала выполнять авиакомпания "Сибирь" из аэропорта Новокузнецка (рост 30%). В прошлом году, когда из кемеровского аэропорта в Москву стало возможно улететь рейсами и "Сибири", и "Аэрофлота", МАК продемонстрировал максимальные в Западной Сибири темпы роста пассажиропотока - 38,5%.

Но в 2005 году конкуренция между двумя главными городами Кузбасса обещает быть особенно жесткой. Прежде всего кемеровский аэропорт (входит в структуру ЗАО "Холдинговая компания "Сибирский деловой союз" (СДС) способен еще больше увеличить свое влияние. О планах летать летом из МАК в Москву заявили две авиакомпании - московская "Вим-Авиа" и "Уральские авиалинии". А в связи с ремонтом взлетно-посадочной полосы в красноярском аэропорту Емельяново авиакомпания "КрасЭйр" уже включила в свое расписание полеты из МАК с 10 мая по 30 сентября.

По словам заместителя гендиректора "КрасЭйр" Александра Зосимова, "сегодня аэропорт Кемерово занимает доминирующее положение в области. В ближайшее время мы намерены привести и внедрить в этом аэропорту современное программное обеспечение и новые технологии обеспечения полетов".

Однако Новокузнецк решил не сдавать позиции конкуренту и подал заявку в Минтранс РФ на получение статуса международного аэропорта. Как рассказал "КС" гендиректор ООО "Аэрокузбасс" (компания является собственником Спиченково) Виктор Белозеров, у Спиченково есть все основания претендовать на прием международных рейсов: "Аэропорт находится в крупном промышленном регионе, где работает множество угольных и металлургических компаний. Недалеко от Новокузнецка располагаются такие города, как Киселевск, Осинники, Белово и другие. Развитие международных перевозок из Новокузнецка поможет в привлечении большего количества туристов на курорты Горной Шории. Так что важность развития пассажирских и грузовых авиаперевозок в местном аэропорту очевидна. Взлетная полоса Спиченково способна принимать не только российские воздушные суда, но и самолеты Boeing, Airbus". Главным козырем для привлечения авиакомпаний руководство ООО "Аэрокузбасс" называет структуру компании, которая объединяет аэропорт, авиакомпанию "Аэрокузбасс" и всю остальную инфраструктуру (авиационно-техническую базу, топливозаправочный комплекс, агентство по продаже авиаперевозок, цех бортового питания, гостиницу и проч.). По словам Виктора Белозерова, сегодня в Новокузнецком аэропорту работает 15 авиакомпаний. Международный статус позволит привлечь большее количество авиаперевозчиков и даст возможность работать на зарубежных рейсах "Аэрокузбассу".

Впрочем, чтобы Спиченково могло получить статус международного аэропорта, одного желания мало. Необходимо серьезное лобби в Минтрансе РФ. По словам министра транспорта РФ Игоря Левитина во время недавнего визита в Сибирь, "вряд ли в Кузбассе имеет смысл создавать два международных аэропорта. Между Кемеровым и Новокузнецком менее 500 км - необходимое расстояние между международными аэропортами. Нужно сосредоточить силы и средства на одном авиапредприятии, чтобы максимально повысить эффективность".

Кемеровский аэропорт уже заручился поддержкой в Минтрансе РФ. СДС подготовил программу реконструкции (строительство новой рулежной полосы, реконструкцию посадочного перрона), а инвестиции в проект могут превысить 542 млн руб. Председатель совета директоров СДС Михаил Федяев предложил министру транспорта создать партнерство с равным распределением инвестиций в реконструкцию аэропорта. Министр одобрил идею и пообещал ее рассмотреть и предложить соответствующее финансирование в проекте федерального бюджета на 2006 год.

Власти Кемеровской области занимают нейтральную позицию. Первый заместитель губернатора Кемеровской области Валентин Мазикин сказал: "Мое личное мнение, что в области нужен один международный аэропорт. Ресурсов Кемеровского аэропорта пока вполне достаточно, а доехать до Кемерова из Новокузнецка можно и на автобусе. Однако мы намерены поддерживать руководство Спиченково в их начинаниях. Не исключено, что собственники этого аэропорта добьются больших успехов, чем СДС".

Впрочем, некоторые специалисты скептически относятся к самой идее развития международных авиаперевозок в Кузбассе. По оценкам специалистов пресс-службы авиакомпании "Сибирь", говорить о перспективах развития международных рейсов в Кузбассе сложно. Например, из Кемеровского аэропорта в прошлом году "Сибирью" были открыты первые международные рейсы в Германию и Турцию (выполнялись только летом). В 2005 году этих рейсов не будет, что связано с ростом цен на авиатопливо, - это в свою очередь привело к росту тарифов на авиаперевозки и снижению платежеспособного спроса.

Сомневается в экономической выгоде создания международных аэропортов в Кемеровской области и первый заместитель гендиректора Новосибирского аэропорта Толмачево (имеющего статус международного) Алексей Чертенков: "В Кемерове и в Новокузнецке объемы отправок пассажиров и грузов невелики, так что выгоднее развивать один мощный авиационный узел, чем вкладывать средства в два сложных проекта. Получение международного статуса требует создания соответствующей инфраструктуры: терминала, службы контроля и др. Все это требует серьезных инвестиций. Часто претензии на статус международного аэропорта основаны не на экономических соображениях, а на поддержке местных бизнес-элит".

Итоги работы аэропортов за 2004 год

ПассажирыПочтаГрузы
тыс. чел.% к 2003 годутонн% к 2003 годутонн% к 2003 году
Кемерово83,7138%40105%305130%
Новокузнецк70,4119%22116%11279%
Новосибирск (Толмачево)716,4112%237128%7100102%
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Континент Сибирь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка