Источник: информационное агентство «Regnum»
Опубликовано: 05.04.2005, 17:15

Хаб хабу рознь


Инвестиционная программа развития объединенного Красноярского края предполагает, что транспортные проекты региона (реконструкция аэропорта, развитие дорожной сети, речные пути, железная дорога) должны быть объединены в один транспортный узел (хаб), позволяющий эффективно осуществлять транзит пассажирских и грузовых перевозок с одного вида транспорта на другой. Ядром транспортного узла должен стать аэропорт Емельяново, оснащенный пассажирскими и грузовыми транзитными терминалами. По мысли администрации края, строительство грузового хаба на базе аэропорта в Красноярске позволит решить проблемы снабжения северных территорий края и активизирует модернизацию транспортной инфраструктуры региона и России в целом. Соединив ключевые транспортные магистрали (Транссиб, Енисей, Северный морской путь, автомагистрали и узловой аэропорт), данный проект позволит создать в Красноярске мощнейший центр логистики в Сибири. Кроме того, аэропорт в Красноярске лежит на пути сразу нескольких кроссполярных маршрутов из Северной Америки в Южную и Юго-Восточную Азию - ив крае считают, что обязаны воспользоваться этим обстоятельством, сделав Емельяново центром международных пассажирских авиаперевозок.

По оценке администрации, для реализации проекта в 2004-2010 годах потребуются инвестиции в объеме более полумиллиарда долларов. "Инвестиции для нас - самая большая проблема, потому что надо максимально быстро сделать хорошую инфраструктуру, говорит генеральный директор компании "КрасЭйр" Борис Абрамович. - Мы зарабатываем и вкладываем, но текущего финансирования не хватает. Только пассажирский терминал, который мы построили, оценивается в 200 миллионов долларов. Поэтому большая часть инвестиций - заемные средства. Мы защитили проект в администрации края и получили субсидирование процентной ставки. Мы рассчитываем, что срок окупаемости проекта составит около восьми лет".

По мнению главы консалтинговой компании Infomost Бориса Рыбака, есть все признаки того, что Красноярск может стать реально действующим хабом, в первую очередь - грузовым. Красноярск может собирать грузопотоки со всего российского Юга и Зауралья и разгонять эти потоки на Корею, Сингапур и Китай - и наоборот. По словам Рыбака, никаких минусов у проекта нет: вполне четко оформлены отношения "КрасЭйр" и администрации края, есть реальные клиенты, в частности авиакомпания "Волга-Днепр", а главное, у участников этого проекта есть воля для его осуществления. Впрочем, существуют и более скептические оценки проекта. "Хабы появляются только в тех местах, где пассажиропоток превышает 20 миллионов человек ежегодно - но такого нет даже в Москве, - напоминает доцент кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Владимир Горлов. - Кроме того, ввод в строй новых аэробусов, большей мощности и большей загрузки, уже приводит к тому, что самолеты летают из Юго-Восточной Азии в Америку кроссполярным маршрутом без посадки. Таким образом, на услуги хаба в Красноярске просто-напросто может не оказаться спроса, по крайней мере в части пассажирских перевозок".

В принципе, считает Горлов, Красноярск может стать хабом российского масштаба - точкой разворота на Норильск, Иркутск и другие города Сибири.

Однако на роль сибирского хаба претендуют и другие города - прежде всего Новосибирск с его только что реконструированным аэропортом Толмачево. Соперничество двух крупнейших сибирских городов в реализации проектов мультимодальных транспортных узлов уже не первый год подогревается федеральными властями и бизнес-структурами, и Новосибирск готовит ответ конкуренту, создавая на базе Толмачево фидерную компанию. Здесь, однако, на руку красноярцам играет затяжной конфликт руководства Толмачево и авиакомпании "Сибирь", которая в этом аэропорту базируется. В Емельяново же сложилась прямо противоположная ситуация: "КрасЭйр", авиакомпания, которой принадлежит аэропорт в Красноярске, фактически монополизировала этот региональный рынок, тормозя тем самым развитие хаба - сюда просто-напросто будет невыгодно летать независимым авиакомпаниям. Так, примерно три года назад зайти в край пыталась "Трансаэро", но "КрасЭйр" создала ей такие условия, что филиал "Трансаэро", по сути, стал убыточным, и компания, проработав чуть больше полугода, ушла с рынка. К примеру, "КрасЭйр", имея контроль над аэропортом, получает возможность формирования удобного для себя расписания полетов. С подобного рода препонами сталкивался в свое время и "Аэрофлот". Так зимой 2003 года "Аэрофлот" попытался получить разрешение на полеты из Москвы в Красноярск. Однако краевое управление воздушного транспорта отказало "Аэрофлоту" в выполнении этих рейсов. Чуть более удачно идут дела у "Домодедовских авиалиний", уже полгода летающих в Красноярск, но пока им разрешено выполнять в неделю только два рейса до Москвы и обратно - и это при том, что 49, 6% акций "Домодедовских авиалиний" были приобретены одним из собственников "КрасЭйра".

Впрочем, работа над проектом уже идет. Построен новый пассажирский терминал для транзитных пассажиров и международных полетов, строится современный грузовой терминал, идет оснащение аэропорта современной наземной техникой и серьезная модернизация топливозаправочного комплекса. До конца года "КрасЭйр" первая в России получит топливо джет, соответствующее международным стандартам. В 2005 году планируется организовать централизованные заправки воздушных судов, что особенно актуально для грузовых рейсов. "Два года назад авиакомпания стала формировать транспортную схему так, чтобы аэропорт Красноярска стал узловым. Удалось заложить основу настоящего хаба. Раньше мы перевозили 600 тысяч человек в год, в 2003 году - 1 миллион 200 тысяч, в 2004-м - 2 миллиона 200 тысяч. Из них транзитных пассажиров более 60 процентов", - говорит Борис Абрамович. На днях "КрасЭйр" подписала соглашение с группой компаний "Волга-Днепр" (AirBridgeCargo, ABC), согласно которому все регулярные грузовые рейсы ABC из Китая в Европу и несколько рейсов из Европы в Китай будут выполняться через Красноярск (первоначальная частота - девять посадок в неделю). Кроме того, принято решение о координации расписания регулярных грузовых рейсов ABC на маршрутах между Европой и Китаем и фидерными рейсами "КрасЭйр" в аэропорту Емельяново. Только за счет этого проекта, по словам Бориса Абрамовича, за два-три года объем грузоперевозок в крае вырастет на 25-30%, а количество пассажиров достигнет 3 млн человек в год. К проекту проявляют интерес и Swiss Port - один из крупнейших европейских аэропортовых операторов.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 5 апреля 2005 года | Дайджест публикаций за 5 апреля 2005 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «Regnum». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакомпания "Красноярские авиалинии", Абрамович Борис, Волга-Днепр, Авиакомпания "Волга-Днепр", Аэропорт Емельяново, Волга-Днепр (Volga-Dnepr Airlines) (в процессе тестирования)