О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Крепко сбитый самолет

Если столице "будет угрожать захваченный террористами самолет, он будет уничтожен в воздухе", заявил командующий Командованием специального назначения генерал-полковник Ю. Соловьев

Если столице "будет угрожать захваченный террористами самолет, он будет уничтожен в воздухе" - это сенсационное заявление сделал вчера командующий Командованием специального назначения (КСПн - бывший Московский округ ПВО) генерал-полковник Юрий Соловьев. "Я не допущу, чтобы на Москву что-то упало", - сказал он.

Пока части противовоздушной обороны имеют право сбивать только военные самолеты или другие летательные аппараты военного назначения, если они ненароком залетят в воздушное пространство столицы. Но в начале марта командующий КСПн не без воодушевления сообщил, что в коридорах власти готовится решение, которое позволит сбивать над столицей и гражданские самолеты, захваченные террористами. Даже если на борту есть пассажиры.

Военные давно добиваются изменения законодательства в таком ключе. В частности, статьи 35 закона о госгранице, запрещающей "трогать" борт с пассажирами. Добиваются хотя бы потому, что командование силами ПВО оказывается в заложниках ситуации. Если они самолет не собьют и он, как 11 сентября 2001 года в США, вонзится в какой-то объект государственной важности, генералов отдадут под суд. А если собьют, то в соответствии с нынешними законами - тоже.

Впрочем, главный военный прокурор и тоже генерал-полковник Александр Савенков вчера назвал такую точку зрения несостоятельной, надуманной и неуместной. По убеждению военного юриста, существующая законодательная база содержит "достаточные правовые основания для выполнения войсками ПВО возложенных на них задач". В том числе и защиту от атак с воздуха. И назвал законы "О Государственной границе РФ", "Об обороне", а также изданные в их развитие нормативные документы. Генерал Савенков напомнил о таких установленных правом понятиях, как "необходимая оборона", "крайняя необходимость" и "обоснованный риск".

Однако у генерала Соловьева все же больше сторонников. Если быть формалистом, недавние поправки к закону "Об обороне", давшие право применять вооруженные силы в борьбе с терроризмом, уже позволяют генералу Соловьеву действовать по намеченному им алгоритму. А на подходе законопроект "О противодействии терроризму", в котором есть норма, фактически требующая сбивать захваченные террористами самолеты, если не удалась их принудительная посадка. Каким именно образом в этом случае должны действовать силы ПВО, будет сказано в соответствующей инструкции.

Окончательное решение - сбивать или не сбивать -будут принимать, по всей вероятности, министр обороны либо главнокомандующий ВВС. Если, конечно, у них на это хватит мужества и нормально сработает связь. Пока исторические аналогии не в пользу военных. Например, в истории с летчиком - хулиганом Рустом при наличии огромного количества боевых средств никто из генералов не решился взять на себя ответственность "нажать кнопку". А до главкома ПВО дозвониться не смогли. Уже тогда предлагалось решение сбивать нарушителя отдать командирам приграничных дивизий. Сегодня, несмотря на то что границы придвинулись вплотную к столице и все будут решать секунды, планка принятия решения так и осталась на самом верху.

Так или иначе, пример для подражания уже есть - в США норма сбивать захваченные пассажирские лайнеры закреплена официально. Правда, там не забыли четко прописать критерии, по которым самолет может быть признан захваченным террористами....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка