О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сбитые с толку

Готовность руководителя Московской зоны ПВО генерал-полковника Ю. Соловьева отдать приказ на уничтожение гражданского самолета стала предметом оживленной дискуссии

Готовность руководителя Московской зоны ПВО генерал-полковника Юрия Соловьева отдать приказ на уничтожение гражданского самолета, если среди его пассажиров окажутся террористы, стала предметом оживленной дискуссии политиков, юристов и военных.

Они ищут ответ на два главных вопроса: оправдывают ли такое применение силы российские законы и как оценивать атаку лайнера с десятками ни в чем не повинных людей на борту с моральной точки зрения?

Заявление генерала прокомментировал главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ Владимир Михайлов. В разговоре с корреспондентом "Российской газеты" главком не скрывал, что точка зрения главного столичного "перехватчика" ему не по душе.

- Конечно, переборщил Соловьев, - сказал главнокомандующий. - Что и как делать командиру в различных ситуациях, четко расписано в наших приказах и инструкциях. После 11 сентября 2001 года туда были внесены соответствующие поправки. Что же касается изменения законов, то я такой необходимости не вижу.

Юридическое обоснование противодействию самолетам-нарушителям прописано в статье 35 Закона "О Государственной границе Российской Федерации". Она санкционирует уничтожение вторгшихся в воздушное пространство РФ военных самолетов и других летательных аппаратов армейского назначения. Но как быть, если источником опасности является захваченный террористами гражданский лайнер?

По мнению военных, отсутствие в законодательстве прямых указаний - сбивать или не сбивать нарушителя - сводит на нет все ведомственные инструкции. Значит, надо подправить законы. Это предложение, озвученное на пресс-конференции Юрием Соловьевым, и стало поводом для ожесточенных споров.

А ведь прозвучала на первый взгляд здравая мысль, продиктованная заботой о безопасности тысяч людей. Ее, кстати, поддерживают не только военные, но и некоторые представители властных структур. Например, председатель Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев не сомневается, что в новом законе "О противодействии терроризму" (он прошел первое чтение) останется юридическая норма, разрешающая сбивать захваченные пассажирские самолеты, если возникает угроза использования воздушного судна для совершения теракта.

По существу согласны с такой постановкой вопроса и военные юристы. Но они категорически против изменений в действующем законодательстве.

- Российские законы позволяют четко разделять преступление и, если хотите, жест отчаяния, действия, предпринятые в виду крайней необходимости, - объяснили свою позицию "РГ" военные прокуроры. - Статья 39 Уголовного кодекса РФ трактует этот термин как причинение вреда с целью предотвращения еще большего вреда. Он пришел к нам из римского права. Если предотвращенный вред меньше причиненного, это уже не преступление. Другими словами, когда сбивают самолет со 150 пассажирами на борту для того, чтобы спасти многомиллионный город, - это и есть крайняя необходимость.

- Дело не в законах: и тогда, и сейчас они разрешают применять средства ПВО против самолетов-нарушителей, - считает бывший главком ВВС Анатолий Корнуков. - Проблема кроется в самом командире. Он может дать команду на поражение самолета, а может и воздержаться от этого. И в том, и в другом случае он способен доказать свою правоту, поскольку в существующем законодательстве четко не прописан порядок действий должностных лиц.

Чтобы расставить все по своим местам, бывший главком ВВС предлагает подкорректировать законодательство: "Закон должен обязывать командира выполнить свое предназначение. Ведь некоторые должностные лица прежде всего думают не о том, как выполнить задачу, а как бы не "залететь" самому".

Похоже, что моральная сторона атаки на самолет-"террорист" военных волнует меньше, чем правовая. Но как быть с техническими возможностями военных, есть ли сегодня у России вооружение, способное надежно прикрыть Москву от воздушного нападения?

Прежде чем ответить на этот вопрос, обратимся к истории. В советские времена столицу защищали три кольца противовоздушной обороны. Первое проходило по МКАД, второе - на удалении 80-100 километров от города, третье растекалось по близлежащим областям. Электронные средства ПВО создавали вокруг Москвы сплошное радиотехническое поле, мимо которого не смог бы прошмыгнуть воробей. Все, кто попадал туда несанкционированно, моментально оказывались в прицеле ракет. Два десятка полков истребителей-перехватчиков обеспечивали безопасность столицы и Центрального промышленного района России на ближних и дальних подступах.

- По кольцам даже бетонку проложили, - вспоминает главком ВВС Владимир Михайлов. - В зенитно-ракетных полках было вооружение различного радиуса действия - малого, среднего и большого. Потом на смену комплексам С-75, С-125 и С-200 пришла универсальная зенитно-ракетная система С-300, и необходимость держать вокруг Москвы столько воинских частей отпала.

С защиты площадей военные переключились на охрану конкретных объектов - их в Центральной России 140.

- Сейчас колец нет, есть своеобразные рубежи. Причем на разных направлениях они различной плотности, - продолжает Михайлов. - Допустим, на востоке эта плотность выше, на севере - пониже. "Трехсотки" поражают цели на удалении 300 километров, но в реальности бьют еще дальше - на 310, 316 и даже 326 километров. С принятием на вооружение ЗРС С-400 зона досягаемости самолетов-нарушителей только увеличится. Я так скажу: сегодня столица достаточно надежно прикрыта на глубину 350-400 километров. Любой прорывающийся к Москве террорист будет обязательно сбит.

Не столь уверен в возможностях ПВО его предшественник Анатолий Корнуков.

- Реально сбить захваченный террористами самолет при подлете к столице смогут лишь расчеты зенитно-ракетных частей, - считает он. - Истребители не успевают, поскольку ближайший к Москве аэродром - Курск. Здесь надежда только на зенитно-ракетные системы и правильное решение. Кстати, несколько лет назад прорабатывались варианты создания технических средств, которые позволили бы взять управление захваченного террористами самолета с земли и в случае необходимости отвернуть его в сторону.

Действительно, три с половиной года назад, сразу после атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке, обсуждались различные способы обезопасить Москву от повторения террористической акции. Автор этих строк в сентябре 2001-го встречался с Юрием Соловьевым - в тот период начальником штаба Московского округа ВВС и ПВО. Уже тогда генерал выступал за изменение подходов к организации противовоздушного щита над Россией. "Мы ведь никогда не рассчитывали, что придется воевать с камикадзе, ориентировались на внешнего врага", - говорил он.

Прошло несколько лет, а универсальных способов уничтожить нарушителя еще на подлете к объекту нет. Конечно, прорывающийся к Екатеринбургу или Новосибирску самолет собьют наверняка - вокруг этих городов сохранилась достаточно мощная система ПВО. Зато практически открыт для любого супостата север страны - радиолокационные посты там давно сняли.

Не все однозначно и с Москвой. Она окружена аэропортами, в том числе международными. Если представить, что на взлете авиалайнер захватили террористы и они хотят протаранить какое-то здание в городе, последствия такой акции непредсказуемы. К примеру, воздушная трасса от Внуково идет строго на юго-запад и отворачивает от Москвы в районе МКАД. До академии Генштаба - десять секунд, до центра столицы - считанные минуты. Кто в этом случае собьет нарушителя, если на приведение в готовность зенитно-ракетных комплексов нужно не менее 15 минут? Когда-то горячие головы предлагали посадить на здания вокруг Красной площади стрелков с переносными "Стрелами" и "Иглами". Однако понятно, что даже такие отчаянные меры в случае чего не уберегут город от трагедии.

На этом фоне предпринимаемые российскими военными дополнительные меры по обеспечению безопасности Парада Победы на Красной площади тоже не выглядят лишними.

- Праздник 9 Мая продлится полтора часа. Это не означает, что 20 истребителей, о которых упоминал Соловьев, все это время будут находиться в воздухе, - объяснил "РГ" Владимир Михайлов. - Экипажи займут места в самолетах в готовности взлететь по команде. Одновременно вокруг Москвы введем режим ограничения полетов для гражданской авиации. При необходимости мы можем вообще запретить любые вылеты - в авиации это называется "ковром". Короче говоря, волноваться москвичам не стоит: праздник им никто не испортит....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка