О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" решил вопрос консолидации IT-ресурсов - Сергей Кирюшин

О новых IT-системах "Аэрофлота" рассказал заместитель генерального директора, директор департамента информационных технологий компании С. Кирюшин

Информационные технологии в наше время становятся основой любого процветающего бизнеса. Вернее, они начинают определять успешность деятельности той или иной компании. Один из крупнейших авиаперевозчиков России "Аэрофлот" объявил об успешном завершении проекта по созданию современного Центра обработки данных с использованием новейших технологий Hewlett-Packard (НР). Внедрение программно-аппаратного комплекса было реализовано системным интегратором - компанией R-Style, телекоммуникационная часть проекта обеспечена глобальным поставщиком услуг связи - компанией Equant. О новых IT-системах "Аэрофлота" рассказал заместитель генерального директора, директор департамента информационных технологий компании Сергей Кирюшин.

- В чем специфика работы IT-ресурсов в авиакомпании по сравнению с другими сферами транспорта?

- Главная специфика - это необходимость интеграции ряда внутренних процессов и систем с онлайновыми системами общемирового масштаба, таких как Sabre, Amadeus, SITA и другие.

- По каким причинам возникла необходимость создания единого центра обработки данных "Аэрофлота"?

- Необходимость создания экономически эффективной, технически современной и организационно управляемой IT-инфраструктуры возникла давно. Только с ее помощью возможно развитие авиакомпании в части внедрения новых современных информационных систем, а также эффективная эксплуатация систем существующих. В частности, необходимо было создать такие условия содержания оборудования и эксплуатации информационных систем, которые бы соответствовали современным требованиям.

- Как осуществлялась работа IT-ресурсов "Аэрофлота" раньше? Каковы были недостатки старой системы?

- Основной недостаток работы старых IT-ресурсов - это отсутствие единых стандартов, несогласованность и, как результат, недостаточные качественные показатели и управляемость.

- Каковы требования к новым IT-технологиям выдвигало руководство "Аэрофлота"?

- IT-технологии должны соответствовать требованиям бизнеса, а не создавать проблемы при реализации этих требований. Такие проблемы, как несовместимость технологий, неуправляемость, низкое качество сервиса, высокая стоимость, длительные сроки внедрения сводят на нет заинтересованность бизнеса в IT-технологиях вообще, поскольку воспользоваться ими с пользой для бизнеса не удается.

- Когда было принято решение создать единую платформу, объединяющую все IT-ресурсы компании?

- Консолидация IT-ресурсов и повышение их управляемости - задача, которую поставило правление компании в декабре 2003 г. после проведения комплексного IT-аудита при участии компании Accenture.

- Речь, видимо, идет не о замене старых IT-ресурсов на новую систему, а о внедрении в существующие технологии. Расскажите об этом поподробнее.

- В качестве примера расскажу о проекте создания единого Центра обработки данных (ЦОД). Основной целью этого проекта стало обеспечение возможности дальнейшего развития бизнеса компании "Аэрофлот" за счет консолидации всех существующих корпоративных приложений, а также внедрения новых. Основной задачей проекта стала организация всех имеющихся IT-ресурсов не как простого набора серверов, дисков, сетевых устройств и каналов, каждый из которых в отдельности приобретался под какую-то задачу, а как управляемого и динамически перераспределяемого между сервисами пула ресурсов.

Центр обработки данных "Аэрофлота" построен на гетерогенной платформе, включающей в себя серверы НР Blade и НР Proliant - решения на базе стандартной Intel-архитектуры, а также систем хранения данных НР StorageWorks ХР. И при необходимости возможности серверной части и хранилища данных могут быть быстро увеличены за счет простого добавления новых типовых модулей.

После реализации проекта Центр обработки данных представляет собой именно такой пул ресурсов, в котором вычислительные мощности очень быстро и с большой точностью перераспределяются между задачами в той мере, которой в данный конкретный момент эти задачи требуют. В результате была достигнута высокая степень консолидации процессорной мощности, дисковой емкости, оперативной памяти, портов коммуникационного оборудования. Ранее под каждую вновь возникшую задачу приобретался и конфигурировался новый сервер, что занимало месяцы. Теперь при появлении новой задачи ресурсы под нее могут быть найдены с большей оперативностью, буквально за часы. Согласитесь, что это существенный выигрыш.

- Что заставило выбрать в качестве партнера компанию НР?

- Стоит отметить, что мы уже давно и успешно сотрудничаем с HP в области использования мощного серверного оборудования и систем хранения информации, поэтому выбор этой компании в качестве партнера в проекте по построению ЦОД был логичным и обоснованным. В пользу НР говорит огромный опыт реализации крупных проектов, наличие высококлассных специалистов, способность предложить как полный спектр необходимого оборудования (рабочие станции, серверы, хранилища данных, сетевое оборудование), так и интеграторские решения. Вместе с тем в ЦОД присутствует и оборудование других вендоров.

- Изучался ли зарубежный опыт в сфере IT-технологий?

- Несомненно. Не изучать передовой зарубежный опыт просто невозможно. Другое дело, что существуют особенности конкретного времени и конкретного бизнеса. И само по себе изучение зарубежного опыта без анализа возможных особенностей его применения у нас в каждой конкретной ситуации - дело академическое и в реальной жизни пользы не приносящее. Таким образом, изучение зарубежного опыта - это необходимое, но отнюдь не достаточное условие успеха. Нужно еще и понимать, что с этим опытом здесь и сейчас делать.

При применении того или иного решения зарубежного поставщика информационных систем или оборудования следует учитывать уровень присутствия этого вендора на российском рынке: наличие партнеров, опыт реализованных проектов, наличие обученного персонала. Чем меньше зарубежное решение представлено в России, тем выше риски, а также стоимость внедрения и использования выбранного решения.

- Опишите работу нового центра обработки данных. Какие программы были внедрены и за что они отвечают?

- В ЦОД функционируют системы, которые с самого начала установлены в рамках этого проекта - это оборудование и программное обеспечение для корпоративного хранилища данных. Кроме того, существует ряд производственных систем, которые ранее эксплуатировались внутри функциональных подразделений компании. Например, это система оптимизации сети маршрутов для департамента управления сетью маршрутов (Sabre AirFlite/APM). Еще один пример - система AsiaNext, обеспечивающая производственный процесс департамента учета доходов от воздушных перевозок, а также предоставляющая информацию другим подразделениям. Эти системы теперь находятся под управлением инженеров ЦОД и при этом используют ресурсы (вычислительная мощность и дисковое пространство), соответствующие сегодняшним, существенно возросшим требованиям.

Следует отметить, что, помимо функции вычислительного центра, ЦОД выполняет также функцию коммуникационного центра (так как располагается в ЦОД компании Equant, одного из основных телекоммуникационных партнеров "Аэрофлота"), сейчас в ЦОД развернуты некоторые сервисы, доступные из Интернета, и с развитием коммуникаций между объектами "Аэрофлота" в Москве эта составляющая будет развиваться. Ближайшее будущее для ЦОД - это внедрение новой версии системы документооборота (КАСУД) и новой версии системы SAP R/3, которая также будет развернута и эксплуатироваться в ЦОД. Таким образом, многое уже сделано, но не меньше ещё предстоит сделать.

- Оправдал ли ЦОД ожидания заказчика? Были ли какие-то проблемы в процессе внедрения или после него?

- Развертывание единого ЦОД позволило сразу решить одну из самых острых проблем IT-инфраструктуры "Аэрофлота" - консолидация IT-ресурсов и создание возможности для их эффективной интеграции и улучшения управляемости. В целом ЦОД оправдал ожидания и продолжает их оправдывать, поскольку проект развивается. Насчет проблем - имели место скорее моменты, которые надо было просто пройти, причем проблемы не технические, а скорее методологические и организационные - менялись привычные методы и принципы взаимодействия. Такой проект меняет в первую очередь самого заказчика, поскольку он должен изменить свой подход, свое понимание, а это не всегда легко дается. Но невозможно добиться улучшения, ничего не меняя.

- Почувствуют ли пассажиры изменения в работе "Аэрофлота" на себе?

- Безусловно, но не напрямую, а опосредованно. Например, недавнее внедрение в "Аэрофлоте" современного программного обеспечения Sabre не обошлось без серьезного использования ЦОД, несмотря на то что системы Sabre "Аэрофлот" использует в режиме удаленного "хостинга". Так, в ЦОД производится ежедневная выгрузка и обработка всей бэк-офисной и статистической информации, а также предоставляется справочная информация для агентов через Интернет.

- Какова примерная стоимость реализации проекта? Технологии, предлагаемые НР, дороже или дешевле аналогов?

- Конкретную стоимость указать затруднительно, так как проект находится в постоянном развитии. Можно сказать только, что первоначальные инвестиции составили несколько миллионов долларов. Однако без инвестиций в IT-инфраструктуру невозможно поддержание бизнес-процессов на должном уровне и их дальнейшее развитие. При этом изначально при создании ЦОД компания НР - наш давний партнер - предложила решения, которые помогут нам соответствовать самым высоким требованиям, предъявляемым к авиаперевозчикам во всем мире.

- Есть ли прямая связь между внедрением новых технологий и ростом бизнеса? Можно ли озвучить предполагаемый рост доходов?

- Прямой зависимости нет, однако способность компании быстро и качественно внедрять информационные системы для своих новых бизнес-приложений, безусловно, отражается на росте ее доходов и уровне капитализации.

- Каковы отзывы работников "Аэрофлота" о новых системах? Трудно ли было переучиваться?

- Системы, перенесенные в ЦОД, с точки зрения работников "Аэрофлота" не поменялись, только стали работать быстрее и надежнее. Это было одним из условий переноса существующих систем - не создавать дополнительных проблем пользователям.

- С точки зрения безопасности пассажиров, не будет ли доверено одной системе слишком многое? Что случится, если один из компонентов выйдет из строя? Такая ситуация рассматривается хотя бы теоретически?

- Безопасность полетов не связана напрямую с системами, развернутыми в ЦОД. В авиакомпании существует отработанная схема обеспечения безопасности полетов, причем давно и постоянно совершенствуется. И с этой точки зрения выход какого-либо компонента ЦОД из строя не приведет к возникновению угрозы безопасности полетов. Кроме того, создание единого ЦОД как раз и предоставило возможность решить задачу обеспечения надежности и безопасности информации, используемой в корпоративных приложениях. Сама модульная структура ЦОД, резервные системы электропитания и т. д., предотвращают выход из строя системы из-за отказа одного или даже нескольких модулей. Также для обеспечения требуемого уровня надежности компания "Аэрофлот", приобретая оборудование НР, воспользовалась услугами расширенной поддержки, которая предполагает ряд преимуществ по отношению к стандартной гарантии....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка