О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

От ПВО к ВКО

На вопросы "Красной звезды" отвечает начальник Главного штаба - первый заместитель главнокомандующего ВВС генерал-полковник Б. Чельцов

- Борис Федорович, обрушившаяся на армию в 1990-е волна не всегда продуманных реформ по войскам ПВО ударила с особой силой. Учитывая это обстоятельство, в каком состоянии сегодня пребывает противовоздушная оборона России? Достаточен ли, по вашей оценке, боевой потенциал авиации ПВО для того, чтобы во взаимодействии с зенитными ракетными частями отразить возможную агрессию?

- Я не стал бы утверждать, что войска ПВО пострадали в большей степени, чем какие-то другие. Да, войдя в состав ВВС, они перестали существовать как самостоятельный компонент Вооруженных Сил. Данный шаг был предпринят в контексте общего реформирования армии и флота, оптимизации их боевого состава, сокращения численности. Конечно, это не могло не отразиться на возможностях войск. Но, хочу подчеркнуть, усилиями Министерства обороны, Генерального штаба, Главного командования ВВС в их обновленном виде удалось максимально сохранить боевой потенциал сил и средств ПВО. Поэтому на сегодняшний день в целом по количественным параметрам они обладают достаточным потенциалом для отражения агрессии локального и регионального масштабов с применением и обычного, и ядерного оружия.

Что немаловажно, мы сумели создать систему управления Военно-воздушными силами, которая в данный момент находится в постоянной боевой готовности и обеспечивает управление авиационными стратегическими ядерными силами и силами общего назначения. Сохранили и несем боевое дежурство по противовоздушной обороне, обеспечиваем решение задач по охране Госграницы в воздушном пространстве и предотвращению опасной военной деятельности в соответствии с действующими международными договоренностями.

Были приняты все меры к тому, чтобы по максимуму сохранить основную маневренную силу ПВО - истребительную авиацию. Ее развитие направлено на повышение эффективности применения самолетного парка в 1,3 - 4,6 раза. Параллельно идут работы по созданию нового поколения истребителей. Причем они будут максимально унифицированы с образцами авиатехники, которые создаются в рамках разработки перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации. Уже в 2006 - 2007 годах планируем запустить первый опытный образец, а к 2010 году завершить испытания и начать серийное производство.

Большое внимание уделяется и модернизации имеющегося авиапарка, в частности истребителей 4-го поколения. Относится это и к зенитным ракетным войскам (ЗРВ), которым придается сегодня способность решать задачи нестратегической ПРО. В разработке - ракеты большой дальности и перспективная автоматизированная система управления авиацией ПВО в составе комплексов средств автоматизации командных пунктов истребительных авиаполков, пунктов наведения и аэродромов базирования.

Что касается радиотехнических войск (РТВ), то предприятия "оборонки" разработали для нас современные радиолокационные станции (РЛС), которые соответствуют мировым стандартам. Они мобильны, оснащены новой элементной базой, способны устойчиво работать при радиоэлектронных помехах в любых климатических и погодных условиях. Правда, возможности закупать эту технику в нужных объемах у нас, увы, нет. Приходится довольствоваться считанными образцами. Сегодня, например, требуются десятки радиолокационных станций, прежде всего боевого режима, для объектовых группировок ПВО, для использования в составе мобильных формирований и радиолокационного обеспечения истребительной авиации, РЛС для обеспечения боевой подготовки авиации. Для нужд боевого дежурства требуется поставка РЛС малых, средних и больших высот.

Как основное направление дальнейшего совершенствования радиолокационных систем различного назначения мы сегодня рассматриваем переход на блочно-модульный принцип построения, стандартизацию и унификацию элементной базы, основных узлов и агрегатов, а также сокращение типажа средств радиолокации.

Достаточно активен процесс обновления систем управления. В этом году, например, мы завершаем работы по автоматизации систем управления силами и средствами ПВО в оперативном звене.

Большинство проблем по всестороннему обеспечению боевой готовности войск обусловлено, конечно, недостаточным уровенем финансирования и ограниченностью лимитов авиационного топлива. Вместе с тем командование прилагает все усилия к поддержанию необходимого уровня подготовки летного состава и других специалистов, состояния вооружения и техники. Поэтому, несмотря ни на что, войска ПВО ВВС сегодня боеготовы, способны решать все поставленные задачи.

- Самым мощным боевым кулаком в составе Войск ПВО страны был, как известно, Московский округ ПВО. Несколько лет назад он преобразован в более компактную структуру - Командование специального назначения (КСпН). Это не повлекло за собой ослабление защищенности важнейшего в стратегическом отношении Московского региона с воздуха?

- Безусловно, преобразование округа в Командование специального назначения не могло не затронуть состав сил и средств ПВО Москвы. Но, хочу отметить, по сравнению с другими составляющими ПВО, КСпН сокращение коснулось в наименьшей степени. При этом было сделано все для того, чтобы в результате оптимизации структуры и численности столичного кольца ПВО его боевые возможности максимально сохранились. Поэтому вокруг Белокаменной у нас по сей день сконцентрирована самая сильная группировка. И сегодня мы стараемся не только сохранить ее, но и нарастить, в приоритетном порядке перевооружить на новые образцы ВВТ. Например, как говорил уже, именно в КСпН поступит первая зенитная ракетная система С-400. Совершенствование системы управления здесь тоже идет более высокими темпами, чем в других наших объединениях.

- В конце прошлого года в войска поступили несколько истребителей Су-27СМ, максимально приближенных к самолету 5-го поколения. А что дальше?

- Меры, принимаемые по сохранению потенциала ВВС на уровне, обеспечивающем выполнение поставленных перед нами задач, позволят в ближайшие годы завершить разработки перспективного вооружения и начать их поставку в войска. Планируется закупить более 10 Су-27СМ, несколько Су-24М2, Су-25СМ и Як-130.

А вообще следует признать, что ситуация с поступлением на вооружение ВВС новой авиационной техники и вооружения крайне напряженная, если не сказать критическая. На протяжении последних 10 лет поставки техники из промышленности резко снизились: с десятков единиц в начальный период до единичных экземпляров в последние 5 лет. К сожалению, такая тенденция на ближайшие годы сохранена и в проекте Государственной программы вооружения.

В этой ситуации мы, как я уже говорил, особое внимание уделяем модернизации вооружения, находящегося в строевых частях. Боремся за продление ресурса техники и сроков ее службы, а также за значительное повышение боевых возможностей путем внедрения нового оборудования и авиационного вооружения. В этой области удалось добиться определенных успехов, особенно в разработке перспективного авиационного вооружения, в том числе и высокоточного. В настоящее время на самолетах Су-27 и МиГ-29 завершается ряд опытно-конструкторских работ и проводятся государственные испытания. После этих работ и заключения госкомиссии будет принято решение о модернизации самолетов в строевых частях.

- Как известно, в локальных войнах последних десятилетий в ходе боевых действий удары в первую очередь наносились по позициям подразделений зенитных ракетных и радиотехнических войск, аэродромам, пунктам управления ВВС и ПВО. В этих условиях особое значение приобретают мобильность средств, их маскировка, надежная защита систем управления, повышение ее помехозащищенности. Предпринимается ли что-то для повышения этих качеств отечественной группировки ПВО?

- Действительно, если вспомнить начало операции в Югославии, то около 80 процентов крылатых ракет воздушного и морского базирования было применено для поражения стационарных объектов с высокой степенью защищенности и сильной ПВО (важные государственные и военные объекты, пункты управления и узлы связи, авиабазы, средства ПВО) в интересах снижения потерь в ходе последующих действий авиации. А оставшиеся 20 процентов - по промышленным объектам двойного назначения: предприятиям химической промышленности, нефтеперерабатывающим и машиностроительным предприятиям. Фактически нефтяная промышленность была разрушена на 100 процентов, индустрия боеприпасов - на 50, авиационная промышленность - на 70, танковая и автомобильная - на 40, нефтехранилища - на 40, мосты через Дунай - на 100 и на 70 - автомобильные и железные дороги.

Решение проблем, которые вытекают из всего этого, предусмотрено принципами боевого применения зенитных ракетных соединений и частей. Основные из них: постоянная готовность к решению боевых задач; уничтожение воздушного противника на подступах к обороняемым войскам и объектам до рубежа выполнения им задачи; сосредоточение усилий на обороне главных объектов и прикрытии группировок войск с основных направлений возможных действий воздушного противника; согласованное совместное применение зенитных ракетных комплексов различного типа; взаимодействие бригад с другими силами и средствами ПВО; решительный маневр огнем, силами и средствами; активность, внезапность, непрерывность и решительность действий зенитных ракетных войск. При совершенствовании нынешних и разработке перспективных комплексов большое внимание уделяется и радиоэлектронной защите от поражения оружием, наводящимся на радиоэлектронное излучение, с применением технических схем и устройств защиты в самой системе, а также специальными средствами радиоэлектронного подавления. При необходимости в любое время в состав зенитной ракетной системы могут быть включены наземные станции активных помех. Это позволит производить функциональное поражение не средств огневого поражения Сил воздушного нападения, а средств их доставки (носителей).

- Завершается зимний период обучения. Как вы оцениваете успехи соединений и частей ПВО за эти месяцы?

- Нельзя не заметить, что боевой подготовке в Министерстве обороны и непосредственно в нашем виде Вооруженных Сил в последние годы уделяется очень много внимания. Фактически все, что мы планируем на очередной учебный год, выполняется, как правило, по максимуму. Конечно, планы заранее составляются с учетом ограниченности лимитов топлива, других материальных и финансовых средств. По большому счету, скажем, выделяемого на боевую учебу топлива нам явно не хватает. Тем не менее и предыдущий учебный год, и нынешний зимний период обучения войска завершают с хорошими показателями. Есть подвижки в подготовке летного состава. Средний налет летчика увеличился на 11 процентов. Естественно, это более чем скромный успех, учитывая, что в целом нынешний налет большинства наших офицеров, особенно молодых, составляет лишь 25 процентов от требуемого. Но тенденция роста есть, что уже немало.

Вообще на подготовку летного состава сейчас делаем особый акцент. Например, ввели систему доподготовки в первую очередь молодых в первую очередь летчиков на базе наших учебных центров. Больше стали летать и курсанты авиационных вузов. Интенсивнее идет боевая учеба в соединениях и частях зенитных, ракетных и радиотехнических войск.

Всего за зимний период обучения мы провели 2 летно-тактических учения (ЛТУ) с полками и 33 - с эскадрильями. В том числе 5 ЛТУ - с применением авиационных управляемых ракет. Успешно отработали авиационное обеспечение девяти командно-штабных и тактических учений с объединениями, соединениями и частями других видов ВС РФ. Больше полусотни тактических учений проведено с частями и подразделениями зенитных ракетных и радиотехнических войск. На достаточно высоком уровне выполнялись задачи в ходе стратегической командно-штабной тренировки по управлению Вооруженными Силами. Буквально полторы недели назад завершилась воздушно-огневая конференция на полигоне Ашулук. Там к практическим действиям привлекались силы и средства ПВО и ударной авиации, отрабатывались некоторые задачи экспериментального характера.

В целом по сравнению с аналогичным периодом 2004 года количество реализованных мероприятий боевой подготовки увеличилось на 12 процентов.

- А планируются ли в этом году какие-то масштабные практические мероприятия в рамках объединенных систем государств - участников ПВО СНГ?

- Само собой. В апреле уже прошла командно-штабная тренировка с органами управления и дежурными по противовоздушной обороне силами объединенной системы ПВО СНГ. А в июле-августе запланировано совместное учение с боевой стрельбой войск и сил государств - участников Соглашения о создании объединенной системы ПВО "Боевое содружество-2005".

В ходе КШТ дежурные по противовоздушной обороне силы государств - участников СНГ проверялись полетами контрольных целей. Осуществлялись действия органов управления взаимодействующих сторон при применении ими дежурных по ПВО сил по угоняемым воздушным судам и при оказании помощи экипажам воздушных судов, терпящих бедствие. Экипажи дальней авиации ВВС России осваивали передовые аэродромы ВВС и войск ПВО Республики Беларусь. Кроме того, взаимный маневр осуществляли экипажи самолетов ВВС и войск ПВО Республики Беларусь, ВВС России, сил воздушной обороны Республики Казахстан.

Совместное учение "Боевое содружество-2005" предусматривает отработку вопросов подготовки и применения группировок войск и сил ПВО стран Содружества в регионах коллективной безопасности при антитеррористических действиях и в локальных вооруженных конфликтах.

Среди участников КШТ и совместного учения: войска и силы Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины.

- Теперь о будущем войск. Давно ходят разговоры о создании воздушно-космической обороны. Каковы все-таки перспективы ВКО?

- Анализируя сложившееся положение дел, мы полагаем целесообразным основные усилия направить на выработку общего понимания воздушно-космического пространства как единой сферы вооруженной борьбы, на формирование единого отношения к системе ВКО государства и ее Вооруженных Сил, идеологии ее создания и развития. Провести первоочередные мероприятия по восстановлению вооружения и военной техники, возможностей основных системообразующих элементов ВКО с обеспечением необходимого финансирования. В дальнейшем под руководством Генерального штаба, наращивая усилия всех центральных органов военного управления, провести организационно-технические меры по завершению формирования, развитию и совершенствованию системы ВКО, целевому финансированию выполняемых работ с активным привлечением законодательной и исполнительной власти государства, достаточных материальных и финансовых средств.

По сути, на сегодня практически все основные элементы воздушно-космической обороны уже созданы и функционируют. Ее дальнейшее развитие должно осуществляться по пути интеграции разрозненных элементов в единую систему воздушно-космической обороны Российской Федерации, состоящую из систем разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, ракетно-космической обороны, противовоздушной обороны и системы управления.

При этом система ВКО станет одним из основных факторов сдерживания региональных войн, предотвращения их эскалации в крупномасштабную и мировую войну. Роль этой системы будет заключаться в своевременном вскрытии и предупреждении о готовящемся нападении и о его начале, отражении первых массированных ударов сил воздушно-космического нападения, завоевании и удержании господства в воздухе и космической оперативной зоне, в надежном прикрытии стратегического развертывания группировок Вооруженных Сил, важнейших объектов военного и государственного управления, экономики и инфраструктуры страны, главных группировок войск и сил видов Вооруженных Сил при выдвижении, развертывании и в проводимых ими операциях....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка