О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Дешевле" не значит "лучше"

Наиболее проработанным проектом ремоторизации Ил-76 является двигатель ПС-90А-76. Альтернативным предложением стал "Бурлак", продвигаемый сегодня на рынке НПО "Сатурн"

С 1 января 2006 года для российских грузовых лайнеров будет закрыта дорога в Европу. Дело в том, что установленные сейчас на самолетах семейства Ил-76 двигатели Д-30КП-2 (производства НПО "Сатурн") не соответствуют принятым в Европе экологическим стандартам. Решить эту проблему призвана ремоторизация "ИЛов", то есть замена старого двигателя на новый. Цель проекта, поддерживаемого правительством России, - доведение Ил-76 до полного соответствия международным требованиям и ограничениям по шумам и выбросу вредных веществ в атмосферу. Это позволит вернуть самолет на международный рынок грузовых авиаперевозок и эксплуатировать его еще 20-30 лет. А если учитывать тот факт, что на долю Ил-76 приходится до 90 процентов всех экстренных и негабаритных перевозок, вопрос ремоторизации самолета актуален как никогда.

Крупнейшим потребителем Ил-76 в нашей стране являются военно-воздушные силы. Сегодня парк Ил-76 в ВВС составляет более 300 единиц, и задача обеспечения этих самолетов современным, недорогим в эксплуатации двигателем является очень важной. Наиболее проработанным российским проектом ремоторизации Ил-76 является пермский двигатель ПС-90А-76 (модифицированный вариант ПС-90А). Альтернативным предложением стал "Бурлак", продвигаемый сегодня на рынке НПО "Сатурн". Как известно, все познается в сравнении. Детальное сопоставление обоих проектов показывает очевидное преимущество ПС-90А-76.

Почему пермские?

Одно из ключевых конкурентных преимуществ ПС-90А-76 - отсутствие ограничения назначенного ресурса. Пермский двигатель имеет лучшие по сравнению с "Бурлаком" показатели по тяге (16 и 13 тонн, соответственно).

ПС-90А-76 обеспечивает лайнерам снятие ограничения по длине взлетно-посадочной полосы и высотности запуска, а также позволяет поднять показатели по топливной экономичнсти и дальности полета. Модернизация Ил-76 будет состоять из небольших доработок борта и установки нового двигателя.

Стоимость нового ПС-90А-76 - около 3 млн долларов (а не 4,3 млн, как заявляют представители "Сатурна"). Действительно, ПС-90А-76 дороже "Бурлака". Однако важно отметить даже не разницу в цене, а принципиально новый подход в финансовых взаимоотношениях пермских моторостроителей с авиакомпаниями. Имеется в виду система поддержки заказчика, объективно считающаяся одной из лучших в стране. "Пермские моторы" одни из первых в России внедрили программу бесперебойной эксплуатации своих двигателей. Авиакомпании платят только за то время, которое двигатель был в работе, а обслуживание и ремонт производитель берет полностью на себя.

И результат этой кропотливой работы не заставил себя долго ждать: сегодня практически нет простоев самолетов из-за неисправностей пермских двигателей. Примером может стать "Аэрофлот", где суточный налет Ил-96-300 составляет 12 и более часов. В прошлом году ПС-90А стал первым отечественным двигателем, перешагнувшим рубеж в 8000 часов без съема с крыла, что подтвердило высокий уровень пермской конструкторской школы.

Кроме того, "Пермские моторы" готовы выкупать двигатели ПС-90А-76 у авиакомпаний после выработки ресурса самолета. Это еще раз подтверждает высокую ликвидность ПС-90А-76, чего не скажешь о "Бурлаке".

Степень готовности пермского и рыбинского проектов несравнима. В отличие от "Бурлака" ПС-90А-76 был сертифицирован еще в 2003 году и уже стоит на крыле, а "Бурлак" находится пока только в стадии опытного образца.

Пермский моторостроительный комплекс в 2004 году уже поставил девять двигателей для Ил-76ТД-90ВД авиакомпании "Волга-Днепр" и четыре ПС-90А-76 для самолета Ил-76МД-90 Министерства обороны. Демонстрация обоих самолетов пройдет летом этого года на очередном авиасалоне "МАКС". До конца года предполагается оснастить пермскими двигателями еще один лайнер компании "Волга-Днепр" и поставить второй комплект двигателей Министерству обороны.

Этот новый старый двигатель

В качестве одного из основных доводов в пользу "Бурлака" сатурновцы приводят его относительную дешевизну по сравнению с пермским двигателем. Дешевым "Бурлак" предполагается сделать за счет использования до 75 процентов деталей и узлов серийных двигателей Д-30КП-2. По версии разработчиков, новый "Бурлак" будет стоить 1,3 млн долларов, а на основе "бывшего в употреблении" Д-30КП-2 - 860 тыс. долларов. Объявленная цена "Бурлака" вызывает у экспертов обоснованные сомнения. Как известно, новый двигатель Д-30КП-2 стоит порядка 2 млн, и логика подсказывает, что новый "Бурлак" с продвинутыми техническими "примочками" (как утверждают в "Сатурне") вряд ли может стоить почти в два раза дешевле прототипа.

Для специалистов очевидно, что рыбинцы занижают затраты на производство "Бурлака". Ведь сертификация двигателя требует обязательного проведения испытаний по подтверждению ресурса и соответствия требованиям летной годности. Эти испытания сопряжены с огромными временными и материальными затратами. В частности, по самым примерным подсчетам затраты только на керосин для стендовых испытаний достигают 1 млрд рублей. Столько же примерно будут стоить опытные образцы двигателя, которых может понадобиться не один и не два. К примеру, при сертификационных испытаниях ПС-90А пермякам пришлось "сломать" 12 двигателей.

Испытания "Бурлака" на стенде должны были начаться в марте, но так и не начались. О нереальности заявленных сроков сертификации "Бурлака" уже писалось. Сейчас она ожидается в середине 2007 г., хотя еще год назад рыбинцы заявляли о 2006 г. К слову, в условиях полной господдержки на сертификацию ПС-90А пермякам понадобилось без малого 8 лет. "Пермские моторы" готовы даже поделиться с рыбинскими коллегами своим опытом, потому что объем работ по сертификации, в действительности, предполагается гигантский.

По мнению экспертов, за такой короткий по меркам двигателестроения срок - два года - доработать и сертифицировать двигатель с заявленными характеристиками нереально. Никак не подтверждены на сегодняшний день и заявленные ресурсы двигателя. Сомнительным является тезис о том, что "Бурлак" будет дешевле и долговечнее, чем старый двигатель Д-30КП-2, на базе которого он создается. Информация о технических характеристиках "Бурлака" носит противоречивый характер. Остается единственное преимущество рыбинского мотора - его дешевизна. Однако дешевле не значит лучше....
Авторские права на данный материал принадлежат «Business Class». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка