О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ВКО в России уже есть

В преддверии Дня войск ПВО начальник Главного штаба ВВС генерал-полковник Б. Чельцов рассказал о перспективах развития и буднях противовоздушной обороны страны

Праздник Дня войск ПВО был учрежден 20 февраля 1975 г. Традиционно он отмечается во второе воскресенье апреля. В преддверии Дня войск ПВО начальник Главного штаба ВВС генерал-полковник Борис Чельцов рассказал "ВПК" о перспективах развития и сегодняшних буднях противовоздушной обороны страны.

Личное дело: Чельцов Борис Федорович

Родился 23 апреля 1947 г. В 1970 г. окончил Минское высшее инженерное зенитно-ракетное училище ПВО с отличием, в 1985 г. Военную командную академию ПВО с отличием, в 1991 г. Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР с отличием. Проходил службу в должностях заместителя командира радиотехнической батареи зенитного ракетного дивизиона, начальника штаба зенитной ракетной бригады, дивизии ПВО. В период 1991-1993 гг. руководил штабом 2-го корпуса ПВО Московского округа противовоздушной обороны. С 1993 г. - в оперативном управлении штаба Московского округа ПВО, с 1994 г. - в Главном штабе Войск ПВО. В 1998-2000 гг. являлся начальником оперативного управления Главного штаба ВВС. С 7 июля 2000 г. - начальник Главного штаба ВВС. Кандидат военных наук, лауреат Государственной премии, заслуженный военный специалист, профессор Академии военных наук. Награжден орденами "За военные заслуги", "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3 степени, 14-ю медалями, в том числе "За боевые заслуги".


- Борис Федорович, насколько, по вашему мнению, было оправдано объединение ВВС и ПВО России?

- Проведенные в период 1997-1998 годов преобразования Войск ПВО и ВВС в единый вид Вооруженных Сил Российской Федерации - Военно-воздушные силы, определенно принесли свои положительные результаты. Например, решение всех вопросов, связанных с вооруженной борьбой в воздушном пространстве, как при нанесении удара по противнику, так и при обороне своих войск и объектов, осуществляется теперь по единому замыслу и плану под единым руководством главнокомандующего ВВС.

На фоне общего сокращения численности Вооруженных Сил нам удалось повысить удельный вес боевых частей в ВВС на 10%. Объединение ударной авиации и сил ПВО создало ряд новых позитивных возможностей для решения общих задач, таких как отражение воздушного нападения противника, завоевание и удержание господства в воздухе, позволило повысить эффективность применения объединений и соединений ВВС. Также открылись более широкие перспективы в вопросах формирования единой технической политики, в первую очередь, в области развития авиационного вооружения и техники. Возросли возможности по более качественному решению задач оперативной и боевой подготовки с реальной отработкой всего комплекса задач. Повысилась профессиональная подготовка офицеров, прежде всего в оперативных и оперативно-стратегических штабах, что, в конечном итоге, привело к более качественному решению поставленных ВВС задач. Более решительно и качественно стали решаться вопросы по созданию единой автоматизированной системы управления разнородными войсками и оружием.

В связи с ростом удельного веса и роли ВВС ведущих иностранных государств в решении задач вооруженного противоборства среди высшего политического и военного руководства России растет понимание того, что ход и исход возможных военных конфликтов и войн зависят от результатов противоборства в воздухе. Мы надеемся, что данное понимание в скором будущем найдет свое практическое воплощение прежде всего в повышении объемов финансирования Вооруженных Сил, и Военно-воздушных сил в том числе.

К отрицательным сторонам реформирования, которые в основном вызваны недостаточным финансированием, можно отнести: заметное сокращение возможностей по противовоздушной обороне важнейших объектов государственного и военного управления экономики и инфраструктуры страны, основных группировок Вооруженных Сил; в результате проведенного сокращения и систематического недостаточного финансирования ВВС идет снижение уровня боевой готовности.

- Достаточен ли, по вашей оценке, сегодняшний боевой потенциал истребительной авиации для того, чтобы во взаимодействии с частями ЗРВ отразить возможную агрессию?

- Оценивая современное состояние ВВС, необходимо подчеркнуть, что в целом по количественным параметрам они обладают достаточным потенциалом для выполнения задач по отражению агрессии локального и регионального масштаба с применением как обычного, так и ядерного оружия.

Созданная система управления Военно-воздушными силами находится в постоянной боевой готовности и обеспечивает управление авиационными стратегическими ядерными силами и силами общего назначения. Дежурные по ПВО силы обеспечивают решение задач по охране государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и предотвращение опасной военной деятельности в соответствии с действующими международными договоренностями.

Основной маневренной силой, придающей гибкость ПВО, является истребительная авиация. Ее развитие направлено на повышение эффективности применения комплексов в 1,3-4,6 раза и создание нового поколения истребителей, максимально унифицированных с образцами авиационной техники, создаваемой для решения других задач в рамках программы перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации. В 2006-2007 годах должен быть запущен его опытный образец, к 2010 году предполагается завершить испытания и начать серийное производство.

Наряду с созданием новых средств, приоритетными направлениями развития технической оснащенности истребительной авиации будут модернизация истребителей 4-го поколения и авиационных комплексов РЛДН, включая придание им способности решения задач нестратегической противоракетной обороны. Идет разработка ракеты большой дальности и перспективной АСУ истребительной авиации в составе комплексов средств автоматизации командных пунктов истребительных авиационных полков, пунктов наведения и аэродромов базирования.

Имеющиеся сегодня в ВВС проблемы всестороннего обеспечения выполнения поставленных задач в основном обусловлены недостаточным уровнем финансирования и ограниченными лимитами авиационного топлива.

Вместе с тем, командование прилагает все усилия к поддержанию необходимого уровня подготовки летного состава и других специалистов. Наметившиеся положительные тенденции в повышении объемов финансирования содержания Вооруженных Сил позволяют нам надеяться, что в скором будущем российские ВВС обретут былую мощь и станут гарантом военной безопасности государства.

- Каким был налет летчиков авиации ПВО в 2004 году? Намечается ли тенденция на увеличение налета в 2005 году?

- Ввиду имеющихся трудностей объективного характера - жестких финансовых ограничений на содержание и развитие ВС РФ, сокращения лимита топлива на боевую подготовку - нам с трудом удается реализовать в полном объеме мероприятия по поддержанию на требуемом уровне боеготовности летных экипажей истребительной авиации ПВО. Средний годовой налет летного состава истребительной авиации в 2004 году составил 20-25% от нормативного уровня. Увеличения налета в 2005 году не предвидится, так как лимиты топлива на боевую подготовку Военно-воздушных сил сокращены.

Вместе с тем следует констатировать, что истребительная авиация ПВО сохранилась и развивается. В ближайшей перспективе ключевым направлением поддержания ее боеготовности является проведение работ по модернизации существующего парка авиационной техники с продлением ресурсов и срока ее службы. С 2004 года на вооружение авиации ПВО начали поступать модернизированные самолеты Су-27СМ. Нехватка налета в настоящее время компенсируется интенсивной подготовкой летного состава на тренажерах.

- Гособоронзаказ на 2005 год, как известно, превышает предыдущий на 50 миллиардов рублей. Отразится ли это каким-то образом на обновлении парка авиации ПВО? Сколько всего планируется поставить в войска истребителей Су-27СМ, начавших поступать в конце 2004 года?

- Ситуация с поступлением на вооружение ВВС новой авиационной техники и вооружения крайне напряженная.

В последние 10 лет поставки техники от промышленности резко снизились: с десятков единиц в начальный период до единичных экземпляров в последние 5 лет. К сожалению, такая тенденция на ближайшие годы сохранена и в проекте Государственной программы вооружения.

Главной причиной такого положения дел является крайне ограниченное финансирование Вооруженных Сил Российской Федерации вообще и военной авиации в частности, что не позволяет нам своевременно завершить разработки перспективной авиационной техники и вооружения.

В этой ситуации мы на протяжении последних лет наряду с разработками перспективных образцов вооружения особое внимание уделяли проведению модернизации существующего вооружения, находящегося в строевых частях, главной целью которой было продление ресурса техники и сроков ее службы, а также значительное повышение боевых возможностей за счет внедрения нового оборудования и авиационного вооружения. В этой области нам удалось добиться определенных успехов, особенно в вопросе разработки перспективного авиационного вооружения, в том числе и высокоточного.

В настоящее время на самолетах Су-27 и МиГ-29 завершается ряд опытно-конструкторских работ и проводятся государственные испытания. После их окончания и заключения госкомиссии будет принято решение модернизации самолетов в строевых частях.

Принимаемые нами меры по сохранению потенциала ВВС на уровне, обеспечивающем выполнение поставленных задач, позволят в ближайшие годы завершить разработки перспективного вооружения и приступить к поэтапному перевооружению. Планируется закупить более 10 Су-27СМ, несколько Су-24М2, Су-25СМ, Як-130.

- Каковы перспективы создания системы воздушно-космической обороны в России?

- По сути, на сегодняшний день практически все основные элементы воздушно-космической обороны уже созданы и функционируют. Ее дальнейшее развитие должно осуществляться по пути интеграции разрозненных элементов в единую систему воздушно-космической обороны Российской Федерации, состоящую из систем разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, ракетно-космической обороны, противовоздушной обороны и системы управления.

При этом система воздушно-космической обороны станет одним из основных факторов сдерживания региональных войн, предотвращения их эскалации в крупномасштабную и мировую войну. Ее роль будет заключаться в своевременном вскрытии и предупреждении о готовящемся нападении и о его начале, отражении первых массированных ударов СВКН, завоевании и удержании господства в воздухе и в космической оперативной зоне, надежном прикрытии стратегического развертывания группировок Вооруженных Сил, важнейших объектов военного и государственного управления, экономики и инфраструктуры страны, главных группировок войск и сил видов Вооруженных Сил при выдвижении, развертывании и в проводимых ими операциях.

- Какие проблемы при создании системы ВКО вы считаете более сложными: финансовые или технические?

- Для парирования потенциальных угроз и повышения эффективности борьбы с существующими и перспективными средствами воздушно-комического нападения необходимо обеспечить интеграцию всех информационных и огневых средств, ведущих борьбу с СВКН, под единым руководством. При этом техническое сопряжение элементов системы ВКО не представляется сложным.

В современных непростых экономических условиях наибольшую сложность представляет вопрос определения источника финансирования, упорядочения и проведения реальных мероприятий на основе программно-целевого метода планирования совершенствования системы ПВО и создания системы ВКО России.

- В СМИ сообщалось о начале создания в России единого радиолокационного поля, аналогичного существовавшему в СССР. Каковы перспективы завершения этой работы?

- Этот вопрос требует вначале небольшого разъяснения. Под радиолокационным полем понимается область пространства, в которой с помощью средств радиолокации решаются задачи разведки и контроля полетов воздушных судов, а под "единым полем" - радиолокационная система, включающая в себя источники радиолокационной информации различных ведомств и органы управления ими.

Так вот, единого радиолокационного поля в СССР не было. В 1989 году только был утвержден комплексный проект создания такой единой радиолокационной системы, который в масштабе СССР по известным причинам реализовать не удалось. Только через три года мы смогли возобновить работу в этом направлении, и в 1994 году президентом России был подписан указ о создании федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства (ФСР и КВП) России, и уже много сделано для его реализации. Хотя впереди еще много работы по объединению радиолокационных позиций Минтранса России и Минобороны в единую радиолокационную систему двойного назначения.

Главным препятствием активизации этого процесса является длительная тяжба Минобороны и Минтранса с Минфином и Минэкономразвития (с 2000 года!) по вопросу утверждения Федеральной целевой программы совершенствования ФСР и КВП.

Как вы понимаете, задача собрать информацию о воздушной обстановке от различных источников и различного качества в единый поток требует не только одних директивных указаний, необходима еще и существенная целевая финансовая поддержка для разработки и производства специальных технических средств. А решать ее надо как можно скорее. Вызывает горечь и обиду тот факт, что многие западные страны, переняв нашу идею, уже опережают нас в ее реализации. Я не говорю о США, странах Западной Европы. Даже Южная Америка уже достигла практических результатов в этом направлении.

Что касается утраченных возможностей по контролю воздушного пространства, особенно в северных и восточных регионах страны, то этот факт налицо. Действительно, в результате вынужденного сокращения боевого состава и численности ВС РФ, снижения объемов финансирования, такие потери мы понесли, но это потери не безвозвратные. Создание единого радиолокационного поля в рамках ФСР и КВП позволит не только восстановить радиолокационный контроль в этих регионах, но и улучшить ряд показателей боевых возможностей.

- Как известно, в ходе локальных войн последних десятилетий удары в первую очередь наносились по позициям подразделений зенитных ракетных и радиотехнических войск, аэродромам, пунктам управления ВВС и ПВО. В этих условиях огромное значение приобретает мобильность средств, их маскировка, надежная защита систем управления, повышение их помехозащищенности. Предпринимается ли что-то для повышения этих качеств отечественной группировки ПВО?

- Решение перечисленных в вашем вопросе задач собственно предусмотрено принципами боевого применения зенитных ракетных частей. Основными из них являются: постоянная боевая готовность к выполнению боевых задач; уничтожение воздушного противника на подступах к обороняемым войскам и объектам до рубежа выполнения им задачи; сосредоточение усилий на обороне главных объектов и прикрытии группировок войск с основных направлений ударов воздушного противника; согласованное совместное применение ЗРК (ЗРС) различного типа; взаимодействие частей с другими силами и средствами ПВО; решительный маневр огнем, силами и средствами; активность, внезапность, непрерывность и решительность действий ЗРВ ВВС.

При совершенствовании существующих и разработке перспективных ЗРС большое внимание уделяется защите от поражения оружием, наводящимся на радиоэлектронное излучение, с применением технических схем и устройств защиты в самой системе, а также специальных средств радиоэлектронного подавления. При необходимости в любое время в состав ЗРС могут быть включены наземные станции активных помех.

- Как вы считаете, смогут ли последние политические события в государствах СНГ оказать негативное влияние на функционирование Объединенной системы ПВО СНГ?

- Соглашение о создании объединенной системы ПВО государств-участников СНГ подписано главами десяти государств Содружества Независимых Государств (Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина). До настоящего времени ни от одного из государств-участников Соглашения не поступило уведомления о прекращении его действия.

Независимо от проводимой руководителями государств Содружества политики, главы военных ведомств осознают, что современная страна не может быть полностью суверенной без полноценного контроля воздушного пространства в своих национальных границах. Но такой контроль возможен только при наличии современной комплексной системы противовоздушной обороны, а также систем контроля за порядком использования воздушного пространства и управления воздушным движением.

Указанные системы, относясь к сфере наукоемких и высокоточных технологий, являются слишком дорогостоящими для самостоятельного поддержания требуемого уровня их боеспособности, ведь для этого требуются самостоятельное создание, а также совершенствование систем вооружения, обеспечивающих зенитное ракетное и истребительное авиационное прикрытие объектов обороны и госграниц в воздушном пространстве, эффективные системы радиолокационной разведки необходимой глубины и информативности, а также системы управления воздушным движением.

Все это создает условия для объединения усилий государств-участников Содружества Независимых Государств в области противовоздушной обороны, в рамках объединенной системы ПВО.

- Как вы оцениваете интенсивность полетов иностранных разведывательных самолетов вблизи границ России в настоящее время?

- В период с 2000 года по настоящее время отмечается снижение интенсивности полетов разведывательной авиации иностранных государств вблизи границ Российской Федерации. Разведка ведется с целью выявления изменений военно-политической обстановки в России, сбора данных о ее военно-экономическом потенциале, а также вскрытия состава, состояния и дислокации, содержания оперативной и боевой подготовки ВС РФ. Интенсивность ведения разведки неравномерна и зависит от складывающейся военно-политической обстановки как в регионах, так и в целом в мире, а также проводимых мероприятий оперативной и боевой подготовки ВС РФ.

В то же время в последние годы с целью освоения новых районов осуществляются полеты разведывательной авиации в северной части Черного моря и вдоль Кавказского хребта вблизи государственной границы РФ.

- В Вооруженных Силах идет процесс модернизации системы военного образования. Отражается ли он как-то на вузах, готовящих специалистов ПВО?

- Этот процесс действительно затронул не только военное образование, но и систему образования в государстве в целом. Так, например, специалистов ПВО будут готовить и гражданские высшие учебные заведения, осуществляющие на договорной основе подготовку офицеров, в том числе офицеров запаса, для прохождения военной службы по контракту сроком не менее 5 лет по специальностям высшего профессионального образования.

- Вернемся к проблемам боевой подготовки. Планируются ли в этом году какие-то масштабные практические мероприятия в рамках ПВО СНГ?

- Планом совместных мероприятий объединенной системы ПВО государств-участников СНГ на 2005 год, утвержденным Советом министров обороны государств-участников СНГ 25 ноября 2004 года, предусмотрено проведение прошедшей в начале апреля командно-штабной тренировки с органами управления и дежурными по ПВО силами объединенной системы ПВО государств-участников СНГ, а также (июнь - август 2005 года) совместного учения с боевой стрельбой войск (сил) государств-участников Соглашения о создании объединенной системы ПВО "Боевое содружество-2005".

В ходе командно-штабной тренировки, которая прошла недавно, мы отработали вопросы проверки дежурных по противовоздушной обороне сил государств-участников СНГ полетами контрольных целей, действий органов управления взаимодействующих Сторон при применении ими дежурных по противовоздушной обороне сил по угоняемым воздушным судам и при оказании помощи экипажам воздушных судов, терпящих бедствие.

Экипажами дальней авиации ВВС Российской Федерации были освоены передовые аэродромы ВВС и войск ПВО Республики Белоруссия, также был применен А-50 ВВС Российской Федерации для наращивания радиолокационного поля и наведения истребительной авиации на южном и восточно-европейском направлениях, проведен взаимный маневр экипажами самолетов ВВС и войск ПВО Республики Белоруссия, ВВС России, Сил воздушной обороны Республики Казахстан на аэродромы взаимодействия.

Совместное учение "Боевое содружество-2005" предусматривает отработку вопросов подготовки и применения группировок войск (сил) противовоздушной обороны государств-участников Содружества Независимых Государств в регионах коллективной безопасности при антитеррористических действиях и в локальных вооруженных конфликтах.

В КШТ и в предстоящем совместном учении участвовали и будут принимать участие войска (силы) от Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины.

- Подходит к концу зимний период обучения. Расскажите о наиболее крупномасштабных мероприятиях боевой подготовки, прошедших с декабря по апрель.

- В ВВС за зимний период проведен ряд знаковых учений:
  • стратегическая командно-штабная тренировка по управлению Вооруженными Силами;
  • воздушно-огневая конференция, в ходе которой выполнен ряд КШУ с авиационными частями 4 А ВВС и ПВО;
  • по плану СибВО проведено КШУ с 14 А ВВС и ПВО;
  • в 37 ВА ВГК (СН) на полигоне "Пембой" с высоким качеством выполнены пуски управляемых ракет;
  • в 11 и 14 А ВВС и ПВО на полигонах "Святогорье", "Мухор-Кандуй", соответственно, также с высоким качеством выполнены пуски управляемых ракет и бомбометания корректируемых авиационных бомб.
В целом, по сравнению с аналогичным периодом 2004 года количество выполненных мероприятий увеличилось на 12%.

- 10 апреля - День войск противовоздушной обороны. Чтобы вы хотели пожелать личному составу и гражданскому персоналу войск ПВО?

- В этот день хотелось бы выразить особую признательность ветеранам войск ПВО, пожелать им доброго здоровья и чистого неба. Хочу поздравить всех тех, кто в это время несет боевую вахту по охране воздушных рубежей нашей необъятной Родины, а также всех воинов ПВО с Днем войск ПВО. Несомненно, многие неурядицы экономического, политического характера уйдут, а останется только лучшее. Счастья и успехов вам, дорогие боевые друзья....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка