О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Кто в турбинах проворнее?

В НПО "Сатурн" реализована самая эффективная модель национальной двигателестроительной корпорации в России

От Советского Союза России досталась развитая авиационная промышленность. В начале 90-х годов она занимала нишу в 25-27% мирового рынка самолетов и вертолетов. В 2005 году эта доля сократилась до 0,7%. В наступившем году государство, разбогатев на нефтедолларах, значительно усилило активность в авиапроме. В марте Президиум Госсовета одобрил проект создания объединенной авиастроительной компании. Правительство РФ утвердило новую концепцию развития авиационной промышленности до 2015 года. Наряду с самолетостроением серьезной реорганизации будет подвергнуто и двигателестроение. Признано целесообразным иметь в России две-три конкурентоспособные двигателестроительные корпорации.

После ухода с руководящих постов генерального конструктора ОАО "Авиадвигатель" Михаила Кузменко и Генерального директора ОАО "Пермские моторы" Владимира Киндеркнехта положение в пермском моторостроении существенно изменилось. К управлению пермским двигателестроением в 1997 году пришла "группа товарищей" во главе с Владимиром Шматовичем (генеральный директор ОАО "ФПГ "Интеррос"), потом их сменили воспитанники "Пермавиа"... В настоящее время бразды правления пермского моторостроения (за исключением ОАО "Протон") в руках "Управляющей компании Пермского моторостроительного комплекса". Итог многолетних усилий "управленцев с улицы" - это ЗАО "Пермские моторы" (г. Москва), технические проблемы с "Газпромом", авиакомпаниями-эксплуатантами, "Сургутнефтегазом"; многолетняя кадровая чехарда, манипуляции с активами ОАО "Пермские моторы" и скудеющий на глазах портфель заказов.

Репрессированные "Интерросом" Михаил Кузменко, Александр Снитко (главный конструктор промышленных двигателей) и другие специалисты МКБ перешли на работу в Рыбинск. Там их талант, инженерные, организаторские, творческие способности и идеи легли в основу создания "Научно-производственного объединения "Сатурн" и результативного захвата самых перспективных международных и российских проектов в авиационном, промышленном, энергетическом и морском двигателестроении. В 2001 году с государственной регистрацией ОАО НПО "Сатурн" (г. Рыбинск) Михаил Кузменко, Виктор Чепкин - первый зам. генерального конструктора (бывший первый заместитель Павла Соловьева и первый заместитель министра авиапрома СССР) "догнали и перегнали" пермяков по технической тематике и рыночным перспективам.

Сегодня в НПО "Сатурн" реализована самая эффективная модель национальной двигателестроительной корпорации в России. В ее составе Научно-технический центр им. А. Люлька, опытно-конструкторское бюро, серийные заводы для осуществления самых амбициозных российских проектов. В Перми НПО "Сатурн" владеет 36% акций ОАО "Инкар" (агрегатостроение) и 21,6% акций ОАО "Авиадвигатель" (моторостроительное конструкторское бюро).

В 1998-2003 годах "Авиадвигатель", развивая портфель заказов, потратил много сил, чтобы добиться разработки двигателя ПС-9 вместо украинского Д-436 для основного перспективного регионального и ближнемагистрального самолета Ту-334 (расчетный рынок - 800 самолетов). Однако испытания и расчеты показывают, что Ту-334 будет конкурентен, если его оснастить двигателями Rolls-Royce и импортной авионикой. В марте текущего года "Аэрофлот" отказался от закупок Ту-334 и планирует провести тендер между самолетами RRJ ("Сухой"), Ан-148 ("Ильюшин Финанс") и Bombardier (Канада).

В последние дни марта 2005 года состоялся окончательный выбор самолета RRJ (российский региональный самолет вместимостью 60, 79 и 95 человек) как основного объекта национального частно-государственного инвестирования. Инвесторами стали Сбербанк, Внешторгбанк, Внешэкономбанк и правительство РФ. Объем инвестирования - $700 млн. Самолеты RRJ будут оснащаться двигателями SaM-145 производства НПО "Сатурн" и французской фирмы Snecma. Проект двигателя инвестирует правительство Франции - €200 млн.

Большим успехом "сатурновцев" и лично генерального конструктора НПО "Сатурн" Михаила Кузменко стала победа в конкурсе, проведенном правительством РФ, на право создания и производства военно-авиационного двигателя "пятого поколения" АЛ-41Ф для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации.

От пермяков в последние годы удача явно отвернулась. Декларированные намерения о создании пермского центра двигателестроения, конкурентоспособного российско-американского двигателя ПС-90А2, крупносерийного производства ГТЭС и ГПА для "Газпрома" оказались до конца не реализованными.

P.S. В НПО "Сатурн" (г. Рыбинск) продемонстрировали испытательный образец модернизированного двигателя Д-30КП "Бурлак". Первыми зрителями стали представители военно-воздушных сил России. "Сатурн" предлагает установить "Бурлак" на грузовые и военно-транспортные самолеты семейства Ил-76 взамен используемых сейчас двигателей Д-30КП-2. У "Бурлака" есть конкурент, несколько опередивший его по срокам разработки, но и более дорогой. В 2002 г. Минобороны объявило о начале программы модернизации Ил-76 путем установки двигателей ПС-90А2, выпускаемых Пермским моторным заводом. Планировали установить эти моторы на десяти самолетах. Предполагалось, что ремоторизация каждого обойдется в $14 млн. Руководитель управления заказов и поставок авиационной техники и вооружения ВВС полковник Юрий Смелтер заявил, что "крест на этой программе не поставлен, хотя она сильно отстает от графика"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Пермский обозреватель». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка