О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Эпицентр российских авиапроблем

Без ЦАГИ, без его уникальной научной и экспериментальной базы у российского авиапрома просто нет будущего. Однако Жуковскому почему-то не присваивают статус наукограда

В центре города Жуковского, расположенного в 20 километрах от Москвы, воздвигнут памятник великому русскому ученому, давшему этому городу свою фамилию. На круглом гранитном пьедестале стоит в задумчивости бронзовая фигура дедушки русской авиации, профессора Николая Жуковского. Рука тянется к подбородку, брови нахмурены - все явно указывает на то, что ученый мыслил напряженно, создавая для своей Родины могучую гражданскую и боевую авиацию. Однако в настоящее время сами жуковчане говорят, что на самом деле "дедушка" всерьез задумался над проблемами всего российского авиапрома. Ведь неблагодарные потомки, мягко говоря, буквально до ручки довели как дело жизни самого Жуковского, так и все усилия страны за последние семь десятилетий.

Поэтому не случайно недавно в Жуковском во всемирно известном Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) даже состоялось выездное заседание российского Государственного совета, в ходе которого было принято решение о создании в России единой авиастроительной корпорации.

Центр авиапрома

Без ЦАГИ, без его уникальной научной и экспериментальной базы у российского авиапрома просто нет будущего. Научный центр занимает треть всей территории города. Там расположены научные корпуса, лаборатории с самыми разнообразными аэродинамическими трубами и испытательными стендами. Подобного центра нет даже в европейских государствах. В США таким потенциалом обладают лишь несколько гражданских и военных ведомств.

Научные богатства ЦАГИ и других институтов и предприятий в Жуковском охраняет целый полк Внутренних войск.

Без преувеличения можно сказать, что в одной из циклопических по своим размерам аэродинамических труб поместится Большой театр со всеми его декорациями. В зале для натурных испытаний на гигантских стендах самолеты годами проверяют на прочность при перегрузках, в два-три раза превышающих допустимый в полете уровень. Например, для стратегического бомбардировщика Ту-160 проектный ресурс - 2500 полетов, в то время как на испытаниях планер совершает 4465 "полетов", подкрылки проходят восемь тысяч полетных циклов. Таким же суровым испытаниям подвергаются истребитель Су-27 и дальнемагистральный самолет Ил-96.

По словам специалистов ЦАГИ, за три-пять лет в лабораториях института испытуемые самолеты вместо положенных по ресурсным возможностям 25 лет "летают" целых 75. Именно благодаря такому "варварскому" испытанию, за всю современную историю российской авиации не случилось еще ни одной катастрофы по причине дефектов в конструкциях планеров.

В научно-исследовательском институте "Агат" журналистам показали основные устройства ракет класса "воздух-воздух" и "поверхность-воздух": активные радиолокационные головки самонаведения. Они устанавливаются на различных авиационных ракетах, а так же ракетах зенитных ракетных комплексов. Как пояснил генеральный директор - конструктор "Агата" и доктор технических наук Иосиф Акопян, - эти устройства "обеспечивают режим работы "выстелил-забыл". Высокий научный потенциал позволил агатовцам создать уникальную медтехнику, способную делать анализы сердечно-сосудистой системы, печени и почек.

Угроза банкротства

Возможно, благодаря перечисленным и другим достижениям стотысячному городу Жуковскому и его уникальному научно-производственному комплексу удается процветать в российском оборонпроме. И не случайно последний Госсовет проходил в ЦАГИ, хотя этот уникальный центр задолжал городу только за коммунальные услуги 17 млн. рублей. Администрация Жуковского вполне может предъявить ЦАГИ иск и поднять вопрос о его банкротстве. Однако мэр города Александр Бобовников понимает трудное положение ОПК и не предпринимает ничего подобного.

В нынешнем Жуковском особенно сильно проявилось все многообразие проблем как гражданского, так и военного российского авиапрома. Этот город, образованный 55 лет назад, строился как закрытый, совершенно секретный авиационный центр. До начала 1990-х годов сюда не имели права въезжать никакие иностранцы. В 1960-1970-е годы прошлого века здесь было запрещено размещать предприятия, не имеющие отношения к авиастроению.

Сегодня оборонные предприятия города лишились бюджетного финансирования. Вся социальная инфраструктура была передана в руки местной власти. В результате город стал медленно разваливаться. В 2001 году мэру города из-за огромной потери (до 200 кубических метров в час) пара и горячей воды в магистральных трубопроводах пришлось ввести чрезвычайное положение.

В настоящее время, как заметил Александр Бобовников, когда мощности оборонки города едва загружены на 20%, налоговые поступления резко ограничены. Город выживает лишь благодаря развитию малого и среднего бизнеса. И это в крупнейшем в мире и России центре авиапрома!

Тем не менее, городской голова видит перспективы своего города только в области авиастроения. Спроектирован даже городской генеральный план с перспективами развития ЦАГИ, "Агата", ЛИИ им. М.М. Громова и других.

Долгожданный статус

В этой ситуации мэр и руководство видит выход лишь во вложении дополнительных инвестиций в промышленность - это произойдет в том случае, если Жуковский приобретет статус наукограда. Это позволит развивать науку и производство, успешно продвигать собственные товары за рубеж, привлекать дополнительные внебюджетные средства.

Уже сейчас на выделенной городу для развития новой территории мэр Бобовников планирует построить не новый "московский спальный район", а технопарк, где будут представлены многие предприятия российской авиапромышленности. По некоторым прогнозам, наукоград в Жуковском будет привлекать инвестиции в размере до одного миллиарда рублей ежегодно. На эти средства можно развернуть работы по созданию уникального самолета М-60 с весьма оригинальной конструкции фюзеляжа, позволяющей перевозить больше нестандартных грузов.

Наукоград наверняка поможет и "Агату". Ведь сейчас в родной стране не покупают его уникальных медицинских приборов для лабораторных исследований, хотя они отмечены золотыми медалями на международных выставках и с успехом применяются в Индии. А вот отечественная медицина предпочитает брать кровь на анализ из пальцев пациентов или покупать заграничные, весьма дорогие и ненадежные анализаторы. Новый статус предприятия даст возможность эффективно внедрять передовые товары в своей стране.

Некоторые менее значимые по масштабам своей деятельности российские города уже получили статус наукоградов. А вот подмосковный Жуковский никак не может этого добиться. Три раза переписывалась соответствующая программа, потом согласовывалась со всеми оборонными предприятиями города. И три раза правительственные чиновники возвращали ее обратно. От такого "бега с барьерами" по бюрократическим инстанциям поневоле опускаются руки. Но мэр Бобовников и поддерживающие его руководители жуковской оборонки и не думают сдаваться.

Может, если уж сам Госсовет приехал в город, высокопоставленные руководители все же понимают цену научно-промышленной мощи Жуковского. Ведь России нельзя отставать в развитии. Тот же Александр Бобовников в Китае видел, как из российских деталей массово собираются боевые и гражданские самолеты. Должна же и наша оборонка воспрянуть духом и заработать на полную мощность на блага всех россиян и национальной безопасности. Дать возможность, например, "Агату" выпускать более совершенное радиоэлектронное вооружение для российских ракет. Но для этого в том же Жуковском надо создать для этого наиболее благоприятные условия. И самое главное - устранить чиновничьи препоны на пути образования самого мощного и передового в России наукограда Жуковский....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка